Как открыть кафе с нуля, чтобы оно приносило прибыль?

Чтобы начать бизнес, актуальный в любой местности, некоторые решают открыть кафе. И это действительно вариант достаточно универсальный. Где люди не любят приятно провести время в компании или в одиночку, при этом вкушая любимые лакомства и напитки? В не очень богатых странах и городах играет также роль цена, а в кафе она ниже, чем в ресторанах.

Однозначно, правда, не стоит ожидать в этом бизнесе легких денег. Сфера эта непростая и требует сбора средств для начала деятельности и раскрутки, документов для различных служб, навыков управления людьми. По популярности открытие кафе сопоставимо с открытием кофейни (кстати, здесь может помочь франшиза Старбакс). По сложности тоже, хотя в нашем случае дополнительно еще придется продумывать особенности меню. Другой вариант для новичков в предпринимательской сфере — открыть магазин продуктов, однако это тоже тема для отдельного разговора. Давайте разберемся, в какой последовательности нужно действовать при открытии кафе.

Что нужно, чтобы открыть кафе?

Первое, с чем нужно определиться, — это направление, концепция заведения. Прибегать ли к покупке франшизы — отдельный вопрос. С одной стороны, многое уже продумано до вас, предоставляется информационная помощь, а с другой — дополнительные затраты на начальном этапе и определенные рамки.

Второй момент — сбор денег, документов и выбор системы налогообложения. Также крайне важно не прогадать с местом вашего заведения. Рассмотрим пошаговую инструкцию к действию в порядке хронологии.


Концепция и ценовая политика

Не стоит считать, что «создать какое-нибудь кафе» — это уже хорошая идея сама по себе, даже если таких заведений в вашем населённом пункте мало. Вам нужна еще хорошо продуманная концепция заведения, которая главным образом отражает направленность меню и ориентир на определенный слой населения.

Если сказать коротко, нужна четкая специализация — фаст-фуд, пиццерия, кафе-мороженое, стилизация под кухню какой-то страны или определенного региона. Нужна изюминка, то, что будет привлекать посетителей. Соответственно, под эту направленность следует подбирать персонал, меню, мебель и оборудование. Тщательно продумайте ценовую политику вашего будущего кафе, исходя из предполагаемой категории клиентов и уровня конкуренции.

Выбираем место

Чтобы открыть успешное кафе, требуется просчитать удобное для посетителей место. Очень важно, чтобы оно находилось в шаговой доступности к месту работы или зонам отдыха целевой категории. Идеально подходят здания, приближенные к месту работы или зонам отдыха целевой категории. Желательно, чтобы вблизи находился какой-то объект с высокой посещаемостью, например торговый центр. Здание должно располагаться на первой линии домов.

Некоторые важные критерии для помещения:

  • Размер — 70-200 кв. м.
  • Высота потолка — от 3 м.
  • Наличие водопровода, отопления и подобных удобств тоже крайне желательно.

Арендовать или покупать? Это еще один важный вопрос, где на данный момент однозначного ответа нет. Однако более модным и распространенным вариантом является аренда с последующим выкупом.

Совет: не выбирайте помещения, где раньше кафе уже закрывалось. Дело не в карме, а в том, что, вероятнее всего, место оказалось неудачным, так что прислушайтесь к чужому опыту.

Примечание: другие важные требования к помещениям общепита излагаются в СанПиН 2.3.6.1079-0.

Налогообложение: ИП или ООО?

Открытие дела с нуля неизбежно приводит к вопросу выбора налогообложения. Касательно кафе нет ошибки в том, чтобы создать бизнес как ИП или под ООО. Конечно, ИП — более удобный и выгодный вариант, однако при наличии в меню алкогольной продукции без ООО не обойтись — у ИП есть право только на сидр, пиво, медовуху и подобные не слишком крепкие спиртные напитки. Как вариант — для реализации алкоголя с более высоким градусом открыть ООО, а остальную деятельность вести под маркой ИП.

Лучший вариант схемы налогообложения — это ЕНВД. Но учитывайте, что в этом случае площадь зала не должна превышать 150 кв.м. Также сама зона должна быть четко размежевана с остальной частью здания. Причем эта конструктивная особенность должна быть отражена в инвентаризационных документах. Ведение бухгалтерии можно либо передать на аутсорсинг, либо вести самостоятельно при помощи онлайн-сервисов.

Какие документы нужны для открытия кафе?

После решения налоговых вопросов нужно заняться сбором документов, которые условно разделим на две группы. Для наглядности представим их в виде таблицы:

1 Документы на помещение Согласование проекта при перепланировке, технологический проект, техническое заключение, проекты вентиляции, электроснабжения, реконструкции фасада, отопления, канализации и водоснабжения.
2 Документы на ведение деятельности Лицензия на продажу алкоголя в розницу, согласование рецептур блюд, уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности, разрешение СЭС и тому подобное.

Конечно, при открытии кафе не обойтись без визитов к администрации города, пожарным и архитекторам. Конечно, это не тепличный бизнес в домашних условиях, поэтому беготни по инстанциям будет много. За бумажки часто нужно платить деньги, но сколько — зависит от местных условий.

Как открыть свое кафе с нуля?

В вопросе «как создать свой бизнес с нуля?» есть некоторые общие моменты, однако здесь мы остановимся лишь на том, что касается непосредственно кафе. Вам понадобится стартовый капитал, который следует грамотно распределить на три основные сферы — оборудование, кадры и маркетинг. Остановимся на этих пунктах подробнее, а уже затем попробуем определить, какая потребуется сумма.


Оборудование


Чтобы открыть кафе с нуля, нужно купить очень много оборудования. Однако еще до этого требуется правильная планировка помещения, где каждый отдел на своем месте:

  • Кухня — примерно ½ общей площади заведения.
  • Кухня разделена на раздаточную, горячий и холодный цехи, причем оба цеха должны иметь выход на раздаточную.
  • Моечная должна удобно располагаться между всеми зонами и также иметь выход на раздачу.

Теперь посмотрим приблизительный список необходимого оборудования:

  • Тепловое — плиты, печи, шашлычницы, жарочные шкафы, блинницы, фритюрницы.
  • Холодильное — шкафы, барные холодильники, винные витрины.
  • Посудомоечное — машины, ванны и т.п.
  • Для приготовления блюд, которые планируются в меню, — миксеры, техника для переработки мяса, кофеварки, фильтры для воды и смягчители, соковыжималки и тому подобное.

Касательно посудомоечного оборудования — для небольшого кафе оно не обязательно, если вы сделаете ход конем и обойдетесь одноразовой посудой. А вот на мебели экономить не рекомендуется. Чем лучше столы и стулья, тем лучше репутация заведения.

Примерная сумма на аренду, мебель и оборудование: от 1,5-2 млн рублей (25-30 тысяч у.е.).

Кадры

Если говорить о маленьком кафе, на первом этапе ведущую роль будет играть шеф-повар (составление меню, рецептов, руководство персоналом и его набор), а к нему в подчинение вам нужны:

  • 2 повара;
  • от 2 до 4 официантов;
  • администратор;
  • уборщица;
  • мойщица посуды.

Для всех сотрудников в обязательном порядке оформляются медицинские книжки. При выборе количества персонала нужно найти баланс: с одной стороны, чтобы зарплатная ведомость не била по карману, а с другой — чтобы один официант успевал обслуживать гостей, которых будет не больше 10-15 на штатного сотрудника.

Отбор кадров, маркетинг и бухгалтерию можно взять на себя, по крайней мере на первом этапе. Если вы планируете лишь подогревать готовые полуфабрикаты, то хотя бы найдите толкового менеджера по закупкам. А на случай, если в формате кафе предусмотрено проведение торжественных мероприятий, есть смысл взять в штат человека, который будет полностью контролировать процесс — от заключения договора на предоставление услуги и до прощальных рукопожатий и слов благодарности от счастливых клиентов.

Совет: постарайтесь выбирать таких работников, которые не просто разбираются в своей сфере деятельности, но еще оставляют приятное впечатление на собеседовании. Если такой человек будет работать с людьми (скажем, как официант), то, скорее всего, посетителям он тоже понравится.

Примерная сумма на зарплату в месяц — 200—250 тысяч (в долларах — 3-4 тыс.).

Маркетинг

Открытие кафе почти всегда подразумевает ожесточенную борьбу с конкурентами. Поэтому никак не обойтись без грамотной маркетинговой стратегии. Она должна привлечь посетителей, а уже персонал, меню и обстановка — располагать к дальнейшим визитам сюда.

Что может включаться в маркетинг:

  • Раздача визиток и флаеров.
  • Скидки постоянным клиентам.
  • Яркая вывеска и слоган.
  • Для крупных заведений и при наличии денег можно рискнуть вложить деньги в рекламу в СМИ, в том числе — на радио, местном канале и в интернете. Постепенно доведите до ума свой сайт, проводите PR в соцсетях, зарегистрируйтесь в каталогах города.
  • Контекстная реклама и баннеры на городских порталах.

Конечно, при выборе рекламных ходов учитывайте местные условия. Скажем, если у вас единственное кафе в небольшом ПГТ или в городке с небольшой конкуренцией, некоторыми из них можно пожертвовать.

Рекламный бюджет навскидку может составлять порядка 25-50 тысяч долларов на первом этапе.

Сколько нужно денег, чтобы открыть кафе?

Как видим, мебель, оборудование, реклама и хлопоты, связанные с помещением, потянут не меньше, чем на 50-100 тысяч у.е., а для Москвы — пожалуй, от 150 тысяч. Это финансовое вложение, без которого не обойтись в любом бизнесе. Конечно, речь о минимальном ориентире, а итоговая сумма может быть и выше, в зависимости от уровня конкуренции и размаха, с которым вы планируете вести дело.


Разумеется, все вложения — это финансовый риск. Потерять деньги можно в тех случаях, когда вы не выдержите конкуренции, прогадаете с местом расположения, дискредитируете себя из-за плохого качества еды или каких-то ярко выраженных неудобств. Также плохо на репутации может отразиться неквалифицированный, медлительный или некультурный персонал.

Итак — кафе, это здорово и интересно. Актуальность такого рода заведения, кажется, не потеряется никогда. Лучше всего начать с небольших масштабов заведения, а при удачном ходе дел постепенно расширяться.

Пожалуйста, поделитесь статьей в соцсетях:


Если вы не способны обойтись без информационной помощи, обратите внимание на возможность покупки франшизы. А если вас приводит в ужас возня с продуктами питания, то всегда можно поменять свои планы и открыть тренажерный зал.

Добавить комментарий