Бизнес на кофейной гуще или как открыть мобильную кофейню на колесах?

Кофейный бизнес – это целая индустрия. В мировом торговом обороте реализация кофе занимает второе место после продажи нефти. Многие из нас так привыкли к чашке бодрящего кофе с утра и на протяжении дня, что просто не обращают внимания на то, сколько денег тратят на напиток.

Из всех предложенных форматов продажи кофе самым выгодным проектом многие называют открытие мобильной кофейни. Сравнительно небольшие стартовые вложения, высокая рентабельность, экономия на аренде торговых площадей, минимальное количество персонала, высокий спрос – эти и другие преимущества свидетельствуют о выгодности бизнеса. Такие же плюсы имеет и мобильный шиномонтаж.

С чего начать?

Чтобы оценить актуальность проекта, достаточно проанализировать ситуацию: зимой на остановке люди ждут свой автобус. Чего им хочется больше всего? Выпить горячего напитка и залезть под одеяло. И если продажа одеяла не очень удачная идея, то чашка горячего кофе обязательно вызовет интерес у окружающих. Тем более если за ней не нужно идти в ближайшее кафе. Теперь кофе сам найдет своего потенциального покупателя.

Открытие кофейни на колесах

Кофейня на колесах существенно отличается от обычного ларька. Главные отличия:


  • Мобильность. Если ошибиться с выбором места при установке ларька, можно потерпеть убытки, так и не окупив стартовые вложения. Автокофейня на колесах может быстро исправить такие просчеты, переехав в более перспективное место.
  • Отсутствие платы за аренду, что увеличивает уровень чистой прибыли.
  • Выгода для курящих, которые могут пить кофе и курить в любом месте, что часто недопустимо в стандартных кафе.
  • Небольшие инвестиции на рекламу, так как качественный напиток и широкий ассортимент сами по себе вызывают спрос.

Что нужно для открытия мобильной кофейни:

  1. выбор подходящего автомобиля, его обустройство для удобства передвижения и работы;
  2. кофейный аппарат, который приготовит вкусный и качественный кофе;
  3. сырье (только молотый кофе, так как растворимые сорта спросом не будут пользоваться);
  4. необязательное требование – продажа сопутствующей продукции (пончики, пирожки, бутерброды) может увеличить выручку в 1,5 раза.

Выбор формата

Бизнес в формате кофе на вынос функционирует в разных форматах – в виде мобильных стоек в торговых центрах, как киоск, фургон, переоборудованный для продажи кофейных напитков. Если открыть кафе с нуля для начинающих предпринимателей дорого, мобильная кофейня – отличная альтернатива. Организовать бизнес можно в следующих форматах:

  1. Покупка готовой кофейни на базе нового автомобиля. Цена будет зависеть от марки машины и комплекта предоставленного оборудования. Стоимость такой мобильной кофейни – 700–1500 тысяч рублей.
  2. Покупка готовой кофейни на базе б/у авто. Цена зависит от конкретного случая, примерная стоимость такого варианта – 250-600 тысяч рублей.
  3. Переоборудование машины под кофейный киоск. Данный процесс состоит из установки оборудования для приготовления кофе, обеспечения работы кофе-станции, оформления витрины. Цена такого формата – 95-440 тысяч рублей.
  4. Приобретение специализированного прицепа, который переоборудован под мобильную кофейню. Цена составляет 120-450 тысяч рублей.
  5. Аренда кофейни на колесах. Для владельцев небольшого капитала можно начать бизнес, арендовав передвижную кофейню на колесах. Согласно средним ценам по рынку, стоимость аренды варьируется в пределах 35-60 тысяч рублей в месяц. На итоговую цену влияет регион расположения и качество оборудования.
  6. Организация бизнеса по условиям франчайзинга, например, покупка франшизы Старбакс в России.

Выбор месторасположения

Мобильная автокофейня предполагает продажу кофе высокого качества, такого же как и в кафетерии. Деятельность ориентирована на спешащих людей, которые не желают сидеть в кафе и решили выпить чашечку кофейного напитка по дороге.

Выгодные точки для расположения передвижной мобильной кофейни – это места скопления людей. Яркие примеры успешного функционирования передвижных кофе-машин:

  • городские парки, скверы;
  • деловые кварталы;
  • выходы из станций метро;
  • остановки городского транспорта;
  • студенческие городки;
  • места возле вокзалов, больниц.

Высокий уровень пешеходопотока – ключевой фактор успеха. Проходя мимо, многие захотят остановиться и побаловать себя вкусным бодрящим напитком.

Совет: в данном бизнесе важно не только найти прибыльное место, но и соблюдать постоянство. Потенциальные клиенты должны видеть фургон в одном и том же месте каждый день.

Оформление разрешительной документации

Для осуществления розничной продажи кофе из мобильной автокофейни в рамках правовых аспектов необходимо пройти ряд этапов:

  1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя с кодом ОКВЭД 63 «Розничная торговля вне магазинов». Процедура выполняется только по месту прописки владельца бизнеса.
  2. Подача в налоговую службу заявления о переходе на работу по упрощенной или патентной системе налогообложения.
  3. Регистрация каждого наемного работника в федеральной службе труда и занятости.
  4. Получение уведомления о трудовых отношениях с каждым работником из штата в налоговой службе, после чего они должны оформить санитарную книжку.
  5. Оформление разрешения на торговлю. Мобильная кофейня относится к передвижной малой архитектурной форме. Законодательная база России их деятельность не запрещает (если автокофейня расположена на тротуаре, необходимо оформить заявление о ведении временной торговли в местной администрации; если точка будет находиться на дороге, разрешение оформляется в службе автодорог);
  6. В санитарно-эпидемиологическую станцию необходимо направить список продаваемой продукции.
  7. Оформление сертификата соответствия на кофейный автомат.

Переоборудование автомобиля требует перерегистрации в Госавтоинспекции. Подтверждающей документацией при этом может быть:

  • Сертификат соответствия;
  • Свидетельство о согласовании конструкции машины;
  • Заключение технической экспертизы.

Оборудование для мобильной кофейни

В комплект оборудования для работы мобильной кофейни входит:

  • кофе-машина;
  • кофемолка (желательно, чтобы они имела счетчик порций);
  • аккумулятор 100 Ампер;
  • газовое оборудование;
  • подсветка рабочей поверхности;
  • преобразователь напряжения.

Аккумулятор с помощью преобразователя напряжения преобразует ток, приводя в работу аппарат и подавая воду в бойлер. Одного аккумулятора хватает на 10 часов.

При перебоях электричества рекомендуется купить стабилизатор напряжения. Некоторые предприниматели аккумулятор заменяют генератором (1 кВ). Он работает на бензине, но не требует зарядки. По мнению опытных игроков данного рынка, самый выгодный вариант – использование 90% электрики и 10% газа.

Если данное направление вам не подходит, задумайтесь о приобретении франшизы «Красное и Белое».

Реклама

Как и любой бизнес, организации мобильной кофейни не помешает реклама. Большая роль принадлежит вывеске, выносному щиту. Так как многие прохожие спешат, важно быть замеченным. На щите нужно указать меню, цены, преимущества.


Для повышения лояльности клиентов можно ввести дисконтную программу. Например, 20% скидки для тех, кто покупает более 5 стаканчиков кофейного напитка.

Для получения качественного ароматного напитка зерна нужно молоть непосредственно перед приготовлением кофе, поэтому многие отказываются использовать заранее перемолотые зерна.


Совет: для увеличения продаж рекомендуется наладить сотрудничество с действующими ивент-агентствами города для принятия участия в разных выездных мероприятиях.

Персонал

Для обслуживания одной точки достаточно трех рабочих. На количество наемного персонала влияют уровень пешеходопотока, дни недели, проведение разных мероприятий вблизи мобильной кофейни. В деловом квартале уровень проходимости выше в будни, в парке – в выходные.

Оптимальное решение – двое сотрудников на точку: один варит кофе, второй рассчитывается с клиентами. При небольшом потоке один человек легко сам справится с этими задачами. Крупные сети тратят большие средства на обучение персонала. Бариста – это бармен, который отвечает за приготовление кофе. Его еще сравнивают с сомелье, но кофейным, который знает много секретов и тонкостей приготовления кофе. Его заработная плата составляет около 5% дохода в день. Данный специалист «по карману» не каждой организации, но это не значит, что не нужно обучать торговый персонал. От вкуса напитка и качества сервиса зависит успех мобильной кофейни.

В летний сезон можно нанять студентов, обучив их основным аспектам за несколько дней. Сложнее найти персонал с ноября по апрель, так как работать в дождь или мороз захочет не каждый. С другой стороны, в холодное время возрастают продажи кофе, что сказывается на заработной плате персонала.

Как правило, рабочий день начинается с 7 утра, так как люди уже покидают дома и направляются на работу, а ближайшие кофейни еще закрыты. В среднем мобильная кофейня работает 10-12 часов в сутки (в зависимости от сезона).

Трудности ведения бизнеса и подводные камни

Мобильная кофейня востребована в холодное время, летом продажи снижаются. Может показаться, что в жаркое время людям стоит предложить прохладительные напитки, но дополнительное оборудование потянет за собой больше расходов и потребует дополнительных площадей. Как альтернатива — можно добавить к основному меню сопутствующую продукцию, например, сладости, десерты, выпечку.

Причины снижения продаж передвижной автокофейни:

  • неправильно выбранное место;
  • использование растворимого кофе вместо натуральных зерен;
  • низкое качество обслуживания;
  • ограниченный ассортимент;
  • незнание рецептуры приготовления качественного кофе;
  • несоблюдение графика работы (опоздания, отлучки);
  • несоблюдение работниками санитарных норм.

Как и при организации клининговой компании, вышеперечисленных аспектов стоит избегать. Для этого рассмотрим всевозможные риски и методы их устранения:

Риск

Методы минимизации риска

сезонные колебания спроса расширение ассортимента, продажа сопутствующей продукции
снижение курса национальной валюты, рост цен на сырьевую базу увеличение объемов запасов
поломка автомобиля, с которого осуществляются продажи своевременная проверка, ремонтные работы
конкуренция программа лояльности
жалобы из-за непрофессиональности сотрудников обучение персонала

Финансовый план

Размер инвестиций для открытия мобильной кофейни зависит от выбора формата, региона, предложенного ассортимента. Рассмотрим примерный бизнес-план, который предполагает покупку Peugeut Partner стоимостью 900 тыс. руб. и переоборудование в мобильную кофейню.

Название

Количество

Итоговая стоимость


Оформление пакета разрешительной документации 25000 руб.
Покупка машины 1 шт. 900000 руб.
Приобретение кофе-машины 1 шт. 70000 руб.
Аккумуляторы 2 шт. 8000 руб.
Переоборудование машины (установка оборудования, покупка кассы) 50000 руб.
Закупка сырьевой базы на месяц 25 кг 30000 руб.
Покупка расходников 10000 руб.
Рекламная отделка, изготовление рекламного щита

 

50000 руб.

Если продавать около 100 стаканчиков кофе в день, данный проект окупится за полтора года. Но если снизить стартовые затраты (купить машину б/у, арендовать фургон), выйти на точку безубыточности можно в первый же год. Для того чтобы получить необходимую сумму на развитие проекта, постарайтесь найти инвестора или соучредителя бизнеса. Можно накопить капитал самостоятельно, заработав в интернете без вложений.

Мобильная кофейня: отзывы о бизнесе

Алексей, Магнитогорск:
Мобильную кофейню открыл 3 года назад, тогда такой конкуренции не было. Но и сейчас еще вижу более-менее прибыльные места, несмотря на отзывы о жестком прессинге конкурентов. Инвестиции совсем небольшие, можно самому машину переоборудовать или просто взять такой фургон уже готовый в аренду. Для меня сложность состоит совсем не в конкурентах и деньгах, загвоздка в законодательстве. С самого старта уже нужно ИП зарегистрировать да еще и разрешений собрать – местная администрация, СЭС, лицензия на продукцию. Новичку бывает сложно преодолеть именно этот барьер. Но при желании и с этой трудностью можно справиться, все в нашей стране решаемо.

Василий, Санкт-Петербург:
По-моему, самый минимум, с чего нужно начинать, это консультация у юриста, стажировка в подобном заведении несколько дней, подготовка или аренда машины и поиск идеального места. Прислушивайтесь к отзывам окружающих. И еще один аспект – не экономьте на сырье. Вы должны продавать кофе высокого качества. Именно поэтому мобильным кофейням удалось откусить большой кусок пирога у вендинга.

Эдуард, Ханты-Мансийск:
В данном «бизнесе на колесах» уже несколько лет. Отзывы о нем – положительные, но не думайте, что все так просто. Мелочей и подводных камней много, причем постоянно всплывают новые и новые. Например, сейчас занимаюсь оформлением документов на переоборудование машины. В техпаспорте будет вписано «мобильная кофейня». Это поможет уладить вопросы с ГИБДД. Я уверен, что со временем государство еще что-то оформлять навыдумает, но чем больше такого они предпринимают, тем сильнее предприниматель. Знаю по собственному опыту.

Кирилл, Пермь:
Главное в данном бизнесе – ориентация на клиента, предоставление ему высококачественного напитка. Я сам обожаю вкусный кофе, и моя задача – донести уникальную рецептуру до людей, чтобы получить потом восторженные отзывы. Именно это уже четвертый год помогает мне двигать свой проект мобильной кофейни. За это время люди успели сформировать культуру свежесваренного кофе. Их положительные отзывы – большая награда. Но и располагаться лучше в центральных районах, в отдаленных я перспективы не вижу. Работать нужно постоянно, без выходных и отгулов. Чтобы сформировать клиентскую базу, ушло больше года. Причем дело еще и в сервисе, живом общении. Как-то давно к нашему бариста подошел молодой человек бандитской внешности и спросил: «а что, у вас тут пиво не продается?». Ему бариста предложил стакан бесплатного латте. Тот попробовал и был очень удивлен, сказал, что никогда такого не пробовал. Попросил еще стакан для мамы, к которой направлялся. Бариста объяснил ему, что кофе живет всего считанные минуты, а после этого теряет уникальные свойства. Теперь этот человек наш постоянный покупатель. Задача каждого продавца – наладить еще и личный контакт.

Пожалуйста, поделитесь статьей в соцсетях:


Мобильная кофейня – неплохой вариант бизнеса для начинающих, так как не требует внушительных инвестиций на старте. Но и трудностей организации не лишен. Выбрать выгодное месторасположение, научиться варить действительно вкусный кофе, уладить вопросы с государственными органами – ваша первоочередная задача. Сумеете справиться с такими моментами — прибыль вам гарантирована.

Добавить комментарий