Как создать свое радио?

Открытие своей радиостанции – потенциально прибыльная бизнес-идея, которая может принести неплохой доход. Но к созданию такого дела стоит подойти со всей серьезностью и грамотно подготовиться, учитывая подводные камни этой ниши рынка. Важно не только правильно организовать бизнес, но и заполнить эфир качественным контентом, что привлечет аудиторию и даст возможность заработать на рекламе, которая и является основным источником дохода для коммерческой радиостанции.

Как открыть радиостанцию в своем городе?

Создать свое радио можно в каждом городе. Но его рентабельность будет зависеть от многих региональных факторов и стратегии развития, выбранной владельцем. Такой бизнес не стоит открывать без предварительной подготовки, анализа тенденций рынка и объективной оценки своей конкурентоспособности.

Регистрация бизнеса

Первый практический шаг на пути создания радиостанции – это регистрация юридического лица. Ее можно произвести в одном из нескольких форматов: общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое, открытое акционерное общество (ЗАО, ОАО). Организационно-правовую форму необходимо выбрать еще до подачи документов. Адресом регистрации будет считаться тот, по которому находится его руководитель.

Чтобы открыть радиостанцию в своем городе и запустить процесс регистрации бизнеса, советуем придерживаться следующего алгоритма:

  • обращаемся в налоговую службу, заполняем соответствующее заявление с корректным указанием ОКВЭД 60.1 «Услуги в области радиовещания»;
  • предоставляем пакет документов (решение о создании юрлица, оформленное учредителем, или протокол общего собрания учредителей, Устав, квитанция об уплате госпошлины, при необходимости – бумага, подтверждающая статус учредителя, если им будет иностранное юрлицо, заявление о применении упрощенной системы налогообложения) и получаем в налоговой инспекции расписку, подтверждающую их получение;
  • в течение 5 рабочих дней получаем свидетельство о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, выписку из ЕГРЮЛ и экземпляр Устава с отметкой регистрирующего органа;
  • заводим печать, открываем счет в банке.

Кроме этого, предпринимателю нужно будет обратиться в региональное отделение Роскомнадзора и зарегистрировать свою радиостанцию как средство массовой информации. Также желательно еще на предварительном этапе составить финансовый план с учетом рисков и специфики работы в этой нише рынка (бизнес-план стоматологической клиники нельзя составлять, ориентируясь на те же показатели, что в случае создания радио).

Совет: запустить процедуру регистрации можно и через Интернет, воспользовавшись справочно-информационным порталом Госуслуги.

Выбор частоты вещания

Эксперты утверждают, что самыми перспективными стоит считать коммерческие радиостанции, работающие в формате средства массовой информации в диапазоне частот УКВ-2 или УКВ-3 (FM), то есть от 76 до 100 МГц и от 100 до 108 МГц соответственно. Наиболее известные радиостанции вещают чаще всего в последнем диапазоне. Общероссийские станции передают сильный сигнал, который сложно заглушить, и определенная частота всегда остается за ними, но региональные радио могут без проблем выбрать свободную частоту для вещания на сравнительно небольшой территории.

На этапе ожидания выдачи разрешения от Роскомнадзора о регистрации радио как СМИ предприниматели обращаются в Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) для проведения экспертизы, по результатам которой они получают право использовать определенные частоты. Это необходимо, чтобы не занять ту, которая уже используется гражданскими и военными организациями.

Регистрация радио как СМИ

Чтобы зарегистрировать радио как средство массовой информации, предпринимателю нужно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и написать соответствующее заявление (как вариант — доступна отправка почтой или в электронной форме через Единый портал государственных услуг). К нему прилагают пакет документов и их нотариально заверенные копии, которые подтвердят правовой статус юридического лица. Их полный перечень можно найти в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 1752-р «Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации».

После уплаты государственной пошлины в размере 8 тыс. руб. предприниматель ожидает решения Роскомнадзора, которое должны принять в течение месяца с момента подачи заявки. Уточнить результат можно через справочный телефон отдела регистрации СМИ федерального органа (или периодически пересматривать данные реестра зарегистрированных средств массовой информации). В случае одобрения новые данные вносят туда уже на следующий день. Стоит обратить внимание на нейминг, название фирмы не менее важно, чем стратегия ее развития.

Совет: чтобы избежать отказа в регистрации своей радиостанции как СМИ, предпринимателю стоит заранее проверить уникальность ее названия через реестр зарегистрированных средств массовой информации (в разделе «Массовые коммуникации. Реестры» на сайте Роскомнадзора).

Получение разрешений на вещание

После запуска экспертизы для утверждения выбранной частоты предприниматель может обращаться в Роскомнадзор уже за получением лицензии на радиовещание. Если предполагается, что вещание будет охватывать город с населением до 200 тыс. человек, лицензию выдают на любую свободную частоту, а вот когда жителей больше, то взять ее получится только на конкурсной основе. Выбор удачной частоты – важный вопрос, ведь чем она удобнее и легче запоминается, тем больше вероятность привлечения постоянной аудитории. Заявку рассматривают в срок до 45 дней, стоимость выдачи бумаги составляет 6 тыс. руб. Если воспользоваться услугами фирм-посредников, цена может возрасти до 25-30 тыс. руб. Стоимость зависит от мощности передатчика и других энергетических параметров РЭС.

После получения лицензии радиостанцию нужно запустить в течение года, иначе разрешение будет аннулировано. Кроме него предпринимателю нужно оформить бумагу на использование полученной частоты и свидетельство о регистрации радиопередатчика. Бизнесмену понадобится предоставить в Роскомнадзор заявительные документы и нотариально заверенную копию действующего заключения экспертизы. Заявление рассматривают в срок до 120 дней, а разрешение действует до 10 лет (в случае международно-правовой защиты частотного присвоения – 2 года).

Начиная процесс регистрации бизнеса и получения разрешений для работы радиостанции, важно учитывать, что он будет длительным и во многом непростым. На подачу, рассмотрение заявок, получение лицензии и других бумаг нужно время. И даже после их оформления необходимо пройти этап тестирования, который не позволяет заниматься коммерческой деятельностью. Но это время реально использовать с пользой для подбора помещения, персонала и оборудования. При этом обязательно учитывают формат работы радиостанции, характеристики населенного пункта и целевой аудитории.

Поиск помещения под радиостанцию

На выбор помещения непосредственно влияют формат работы станции и ее масштабы. Крупные нуждаются в отдельной комнате для техников и ведущих, которые используют только пульт и микрофон, а вот для старта работы небольшой хватит одной просторной комнаты, а иногда и крошечной каморки. Также важно найти владельцев вышек, которые согласились бы на монтаж чужих антенн и передатчиков, ведь строить и содержать свою конструкцию очень дорого.

Закупка необходимого оборудования

Перечень необходимого оборудования зависит от формата и масштаба радиостанции, а также от опыта и способностей технического персонала. Желательно сначала сформулировать технические задания и подбирать оборудование под специфику своей станции. Нередко команда корректирует параметры оборудования и программного обеспечения буквально на ходу, подгоняя технические параметры под творческую задумку.

Мы предлагаем рассмотреть ориентировочный список:

  1. Радиовещание (консоль, рекордер, FM-передатчик, антенно-фидерное оборудование).
  2. Для студии (микшер, микрофон, монитор, наушники, мебель).

Цены на оборудование разные (в зависимости от качества, производителя, ценовой политики дистрибьютора и многих других факторов). Некоторые предприниматели решаются на покупку техники, что уже была в использовании. Базовый набор новой и недорогой аппаратуры стартует примерно от 300 тыс. руб. Ее, как и, например, пивное оборудование, лучше покупать у надежных производителей с хорошей репутацией.

Формирование штата сотрудников

Чтобы открыть свое успешное радио, очень важно сформировать надежную и креативную команду, где все будут трудиться на результат. Небольшая радиостанция может начать работу только с ведущим и звукорежиссером, а иногда эти должности совмещает один человек. Успешно выполнять работу смогут только яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Для полноценной деятельности предприятия, тем более на этапе его расширения, понадобится увеличить команду и добавить в штат новых людей:

  • ведущие;
  • звукорежиссеры;
  • радиоинженер;
  • журналист;
  • корреспондент;
  • выпускающий редактор;
  • менеджер по продажам;
  • уборщица.

При необходимости предприниматель может обратиться в консалтинговое агентство. Немало специалистов, решив создать свое дело, открывают кадровое агентство по подбору персонала, поэтому получить профессиональную помощь в формировании штата получится в каждом регионе.

Совет: многие начинающие предприниматели, решившие открыть свое радио, сначала работают в качестве партнера крупной радиостанции и транслируют вещание от нее (здесь очень пригодится умение вести переговоры). За это она получает часть дохода с рекламы, предоставляет спонсорские ролики для бесплатного запуска, а новичку не нужно искать надежный персонал и вести конкурентную борьбу. Но в таком случае важно получить лицензию не на свое СМИ, а на агентское продвижение. Уже на этапе регистрации радиостанции как СМИ предприниматель должен как минимум иметь в штате главного редактора и разработать Устав работы редакционного отдела СМИ.

Как создать интернет-радио?

Формат интернет-радио с каждым годом становится все популярнее. Здесь не используется стандартная аппаратура, а трансляцию ведут прямо через Сеть. Такой способ менее затратный, дает возможность быстро привлечь свою аудиторию и получить хороший уровень сигнала. Из оборудования понадобятся только микшер и качественный микрофон с наушниками. Также предпринимателю нужно будет найти радио-провайдера, который предоставит место на своем сервере для файлов интернет-радиостанции, и открыть ресурс с доменом, приближенным к названию радио. Эффективно используя принципы сарафанного радио, можно организовать успешное продвижение услуг практически без вложений.

Таким образом, каждый месяц нужно будет платить только за коммуналку, использование интеллектуальной собственности (авторской музыки) и услуги хостера. Чтобы создать интернет-радио, необходимо установить специальные программы для хорошей обработки звуков и договориться о получении разрешения транслировать определенную музыку с организациями, которые занимаются регулированием вопросов, связанных с авторским правом. Лицензия от Роскомнадзора для интернет-радио не нужна, как и обязательная регистрация предприятия как СМИ (она носит добровольный характер). Стоит помнить, что сайт, не зарегистрированный как сетевой издание, не будет считаться средством массовой информации, которое обладает следующими преимуществами:

  • дает право подавать заявки в разные инстанции на аккредитацию;
  • предоставляет возможность запрашивать данные о деятельности госорганов, органов местного самоуправления и т.д.;
  • сервисы, автоматически собирающие новости с информационных порталов, охотнее сотрудничают с зарегистрированными СМИ.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим часто задаваемые вопросы по теме.

Что транслировать по своему радио?

Выбор контента – один из самых важных нюансов на этапе организации работы радио. Открывая свою радиостанцию, необходимо (кроме организационных, финансовых и бюрократических вопросов) суметь качественно заполнить эфирное время. Если не выделиться на фоне конкурентов, не предложить слушателям что-то интересное и не привлечь этим аудиторию, хорошо заработать на рекламе и достичь успеха будет невозможно. Чтобы понять, что транслировать, нужно определить свою целевую аудиторию и разработать концепцию проекта. Чаще всего большую часть эфирного занимает музыка, но также создают выпуски новостей, информационные программы, проводят викторины, ведут тематические рубрики и радиопрограммы. Контент федеральных радиостанций ориентирован на страну в целом, региональных – освещает события местного масштаба.

Как заработать на своей радиостанции?

Основной заработок радиостанции приносит реклама. Но неплохой доход можно получить и за счет проведения викторин и озвучки поздравлений в прямом эфире. В таком случае предпринимателю нужно купить платный номер для получения СМС. Также необходимо выбрать интересный формат работы, создать программы, которые привлекут внимание и понравятся людям, помогут удерживать и расширять аудиторию.

Сохраните статью в 2 клика:


Средства массовой информации можно с уверенностью назвать движущей силой многих процессов в жизни общества. Радио не одно десятилетие является одним из самых мощных и доступных инструментов передачи данных. Создать свою радиостанцию и сделать ее рентабельной непросто, но при грамотной реализации проекта достичь этой цели вполне реально.