Бизнес-план стоматологической клиники. Как открыть стоматологический кабинет?

Известно, что практически половина всех платных медицинских услуг связана со стоматологией. Ни для кого не секрет, что зубная боль заставляет человека посетить поликлинику или частный кабинет врача безотлагательно. К тому же многие пациенты нуждаются в протезировании, исправлении прикуса, отбеливании зубов, хирургических операциях и других процедурах, поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что стоматология является очень перспективным и высокодоходным видом бизнеса.


Если предприниматель желает занять свое место в этой нише, ему необходимо тщательно изучить особенности рынка медицинских услуг и просчитать возможные риски. Поговорим о том, как самостоятельно открыть стоматологический кабинет с нуля и избежать типичных ошибок, что позволит грамотно организовать прибыльное дело.

Рынок стоматологических услуг в России

Чтобы грамотно разработать проект стоматологической клиники либо частного кабинета, начинающему предпринимателю необходимо ознакомиться с особенностями оказания медицинских услуг в этой сфере. Практически во всех российских городах присутствует большое количество лечебных заведений, куда имеет возможность обратиться любой человек за стоматологической помощью. Это может быть как простое лечение зубов, так и дорогостоящая установка виниров, однако важно понимать, что успех деятельности предприятия во многом зависит от профессионализма врачей.

Если выбор ниши для бизнеса пал именно на открытие собственной стоматологической клиники, предприниматель должен провести качественный анализ ситуации на рынке, в противном случае можно не окупить вложения. На сегодняшний день основными видами лечебных учреждений являются:

  • государственные стоматологические поликлиники;
  • приватные зубные кабинеты;
  • частные клиники.

Подобные заведения будут составлять конкуренцию молодому стоматологическому предприятию, поэтому следует разобраться в специфике их работы. Меньшим из зол в этом плане являются государственные поликлиники. Как правило, их посещают в основном люди с невысоким уровнем достатка. Почему государственная стоматология не может быть серьезным конкурентом? Дело в том, что в ней, как правило, используются дешевые материалы, а также старое оборудование для лечения зубов, которое практически не обновляется.

Именно поэтому наибольшую конкуренцию в данной нише составляют частные стоматологические клиники, и это неудивительно, поскольку они оснащены современным высококлассным оборудованием, позволяющим оказывать полный спектр услуг. К примеру, в них осуществляется полная диагностика всевозможных заболеваний полости рта, человек получает качественные услуги по ортодонтии, челюстно-лицевой хирургии, ортопедии и лечению зубов. Здесь, как правило, может трудиться до десятка профессиональных стоматологов, обладающих большим опытом работы. Что касается стоимости, то в частных клиниках она всегда достаточно высокая, поэтому посещение этих заведений могут позволить себе в основном люди с высоким уровнем достатка.

Серьезную конкуренцию в подобной сфере бизнеса составляют и приватные стоматологические кабинеты. Обычно здесь присутствует всего несколько врачей и медсестер, а спектр предоставляемых услуг достаточно узкий. Большая часть частных кабинетов не оснащена диагностическим оборудованием, из-за чего пациенты направляются для прохождения ряда процедур в поликлиники (государственные или частные). Что касается расценок, то они доступны практически каждому пациенту со средним достатком.

Совет: оптимальным форматом для открытия своего лечебного учреждения будет стоматологический кабинет. Его работу можно организовать в арендуемом помещении, к тому же не придется закупать большое количество оборудования. Также стоит знать, что в частных зубных кабинетах предоставляется узкий спектр услуг (для каждой из них следует иметь дорогостоящую лицензию), что позволяет существенно сэкономить на старте.

Как открыть стоматологический кабинет?

Рассмотрим основные этапы.

Регистрация бизнеса

Перед началом предпринимательской деятельности необходимо зарегистрировать свой бизнес в ФНС. Если врач-стоматолог желает заниматься частной практикой, ему рекомендуется оформить ИП.

Важно: все стоматологи, оказывающие услуги по лечению и протезированию, должны на свое имя получить соответствующую лицензию. Без нее зубной врач не может быть допущен к работе.

В ходе регистрации бизнеса нужно выбрать код ОКВЭД 85.13 – «Стоматологическая практика». Помимо этого, следует определиться с системой налогообложения. ОСНО является достаточно тяжелой, поэтому оптимальным выбором станет УСН по схеме «Доходы минус расходы». Если планируется открытие крупной стоматологии, потребуется приобрести ККМ, а также зарегистрировать ее. Помимо этого, предпринимателю необходимо открыть банковский счет и изготовить печать.

Получение разрешений

Поскольку клиники и стоматологические кабинеты являются лечебными учреждениями, для работы придется иметь лицензию. Она выдается на конкретный вид деятельности. Так, разрешение нужно получить для оказания терапевтических, хирургических услуг, ортодонтию, детскую стоматологию, протезирование и ортопедию.

Работа стоматологических кабинетов строго регулируется рядом документов. Перечислим их:

  • ФЗ №99 от 4 мая 2011 г «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • ПП России № 291 от 16 апреля 2012 г «О лицензировании медицинской деятельности»;
  • Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ №537-12;
  • СанПиН № 2.1.3.2630-10 (гл. 5).

Приступать к оформлению лицензий можно после регистрации бизнеса, сбора необходимой документации и выбора направления деятельности стоматологического кабинета. Чтобы его открыть, предприниматель должен получить разрешения от Роспотребнадзора, санэпидстанции и пожарной инспекции.

Для приобретения лицензии потребуется уплатить госпошлину в размере 7,5 тыс рублей. Эта процедура достаточно продолжительная, поскольку выдача осуществляется спустя 1,5 месяца после написания соответствующего заявления. Каждый врач-стоматолог обязан отработать не менее 5 лет по специальности, а также иметь диплом о высшем профильном образовании. К тому же у специалиста должны быть санитарная книжка и сертификаты о прохождении курсов.

По законодательству врач-стоматолог может предоставлять медицинские услуги, работая в паре с медицинской сестрой по договору. Без соблюдения этого требования оформить лицензию не получится. Затраты на регистрацию бизнеса и получение разрешений составляют около 60 тыс. рублей для ИП.

Подбор помещения

Процедура поиска помещения для работы стоматологического кабинета имеет ряд сложностей. К примеру, открыть рекламное агентство можно практически в любом здании, а лечебное заведение должно соответствовать определенным нормам и требованиям.

Многие предприниматели предпочитают арендовать площади для ведения лечебной практики. После раскрутки бизнеса и выхода на стабильный доход с владельцем недвижимости можно согласовать возможность дальнейшего выкупа кабинета. Наиболее затратным будет приобретение собственного помещения, особенно если купить его на заемные средства. Несложно рассчитать процент по кредиту и сумму переплаты, чтобы понять низкую выгоду такого варианта.


Помещение для стоматологического кабинета должно быть оснащено исправными инженерными коммуникациями, иметь площадь не менее 30 м² и высоту потолков от 3 м. Кресла для пациентов рекомендуется располагать таким образом, чтобы вокруг них обеспечить свободное пространство не менее 14 м².

В подавляющем большинстве случаев помещения подбираются на первых этажах жилых зданий. Квартиры, которые используются для деятельности стоматологического кабинета, следует переводить в нежилой фонд, однако эта процедура дорогостоящая и достаточно длительная.

Если в зубном кабинете будет более 3 кресел, в обязательном порядке потребуется организовать зону для стерилизации рабочего инструмента с площадью не менее 6 м². Также должен быть санузел до 5 м² и холл (приемная) до 10 м².

Важно: не рекомендуется экономить на перепланировке, дизайне и ремонте стоматологического кабинета. Предприниматель должен создать престиж компании и комфортные условия для пациентов. Поручить такие работы стоит специализированным компаниям, которые смогут профессионально разработать проект помещения и оказать содействие в получении разрешительной документации в надзорных органах.

Закупка оборудования

Следующим этапом организации бизнеса будет выбор и покупка профессионального оборудования для кабинета стоматологии. При этом предприниматели должны руководствоваться такими документами, как СанПиН 2956а-83 и 2.6.1.1192-03. Примерный перечень необходимых затрат включает в себя:

  • 4-рукавная стоматологическая установка с креслом – 450 тыс. рублей;
  • рентген-аппарат – 300 тыс. рублей;
  • пломбировочные и расходные материалы – 50 тыс. рублей;
  • стулья для врача и ассистента – 10 тыс. рублей;
  • набор стоматологических инструментов – 200 тыс. рублей;
  • автоклав, мебель и холодильник – 300 тыс. рублей.

Итого — расходы на покупку составляют 1,31 млн рублей. Наибольшее распространение получило немецкое, итальянское и американское оборудование. Можно купить за 100 тыс. китайскую установку и сэкономить на покупке, однако это приведет к низкому качеству оказания услуг и частым ремонтам.

Привлечение персонала

Успех работы стоматологического кабинета во многом зависит от профессионализма медиков. Помимо 5-летнего стажа практической деятельности, стоматолог должен иметь сертификат по определенной специализации. Штат может состоять из следующих работников (+ их зарплата):

  • врач-стоматолог (2 чел.) – 90 тыс. рублей;
  • сестра медицинская (2 чел.) – 40 тыс. рублей;
  • уборщица – 10 тыс. рублей;
  • администратор – 20 тыс. рублей.

Итого — заработная плата сотрудников составляет 160 тыс. рублей. Помимо того, что медсестры помогают врачам, они могут самостоятельно проводить ряд процедур (к примеру, отбеливать зубы). Администратор ведет запись пациентов в стоматологическом кабинете, обзванивает клиентов и поставщиков расходных материалов, информирует посетителей по интересующим вопросам. В обязательном порядке потребуется и уборщица, поскольку внутри кабинета всегда должно быть чисто.

Проведение рекламной кампании

Как организовать эффективное продвижение собственного бизнеса? Этот вопрос является достаточно актуальным, поскольку от количества постоянных клиентов зависят размер прибыли и стабильная работа. Чтобы о стоматологическом кабинете узнало большое количество потенциальных клиентов, можно использовать всевозможные рекламные инструменты. К ним стоит отнести:

  • создание и продвижение сайта стоматологического кабинета;
  • раскрутку в социальных сетях;
  • раздачу флаеров и листовок;
  • контекстную рекламу.

Важно: в стоматологическом бизнесе практически бессмысленно делать скидки на такие услуги, как лечение зубов, ведь ради выгоды человек не придет на прием, если в этом нет нужды. Их можно предложить на выполнение, например, исправления прикуса брекет-системами или установку виниров.

На сайте компании следует поместить прайс-лист и подробную информацию о предоставляемых услугах. Хорошим эффектом обладает наличие фотографий зубов до и после лечения. Также необходимо представить сведения о лечащих врачах, их опыте работы и особенностях специализации.

Одним из лучших способов привлечения клиентов к стоматологу является профессионализм врача. Люди быстро распространяют информацию о хороших специалистах между своими знакомыми и сами стараются обращаться к ним за помощью. С учетом продвижения сайта стоматологической компании расходы на рекламу составят 30 тыс. рублей.

Бизнес-план стоматологического кабинета

Как самостоятельно составить бизнес-план стоматологического кабинета и что он собой представляет? Это расчеты, позволяющие определить сумму начальных инвестиций в предприятие, узнать ежемесячные затраты, а также оценить рентабельность своего дела и возможный доход.

Для начала подсчитаем объем разовых стартовых вложений. Они составят:

  • оформление бизнеса (с лицензией) – 60 тыс. рублей;
  • аренда помещения – 40 тыс. рублей;
  • ремонт и дизайн кабинета – 150 тыс. рублей;
  • покупка оборудования – 1,31 млн рублей;
  • другие расходы – 20 тыс. рублей.

Общая сумма первоначальных вложений составляет 1,58 млн рублей. Также при составлении бизнес-плана стоматологической клиники следует рассчитать объем обязательных ежемесячных затрат, которые включают:

  • арендную плату – 40 тыс. рублей;
  • зарплату персонала – 160 тыс. рублей;
  • коммунальные платежи – 15 тыс. рублей;
  • налоги – 30 тыс. рублей.

Итого — данная статья расходов составляет 245 тыс. рублей. Как показывает практика, рентабельность бизнеса на содержании стоматологического кабинета составляет около 30%. Хорошо раскрученное предприятие способно приносить чистой прибыли примерно 1 млн рублей ежегодно. При этом в кабинете должно находиться 2-3 рабочих места врачей.

С какими сложностями можно столкнуться?

Если предприниматель решил организовать собственное дело, к примеру создать благотворительный фонд, открыть производство или предприятие общественного питания, он должен знать особенности рынка в выбранной нише и быть готовым к различным рискам.

С какими трудностями может столкнуться бизнесмен, желающий открыть собственный стоматологический кабинет? В первую очередь стоит выделить отсутствие лицензий и разрешительных документов на деятельность предприятия, что может повлечь за собой большие штрафы. Чтобы избежать такого наказания, на этапе регистрации бизнеса можно поручить оформление нужных бумаг специализированным компаниям. На их услуги придется потратить около 50 тыс. рублей, однако они сделают свою работу в соответствии со всеми требованиями и не упустят деталей.

По статистике, многие молодые предприятия закрываются в первые 18 месяцев работы из-за нехватки клиентов. Чтобы предупредить это, необходимо подобрать врачей-стоматологов и медсестер, которые заработали хорошую репутацию. Недостаток клиентов не будет беспокоить предпринимателя, если расположить стоматологию в густонаселенном районе и таким образом, чтобы вокруг не было конкурентов.

Престиж заведения играет одну из ключевых ролей в стоматологическом бизнесе. Помимо привлечения квалифицированных кадров, следует эффективно развивать рекламную кампанию и не жалеть деньги на дорогостоящее оборудование и инструменты. Рекомендуется отдавать предпочтение современным высокотехнологичным установкам.

Также среди проблем бизнеса на стоматологии нужно выделить несоответствие цены и качества предоставляемых услуг. Для притока постоянных клиентов стоит регулярно контролировать работу медицинского персонала и сотрудничать только с проверенными поставщиками.

Сохраните статью в 2 клика:


Отметим, что именно грамотное построение менеджмента способно приносить стабильную прибыль частному кабинету стоматологических услуг. Умение предвидеть проблемные ситуации обеспечит бесперебойную работу предприятия и повысит его узнаваемость среди клиентов.