Дочерняя компания — это…

У каждого предпринимателя, а также учредителя рано или поздно появляется вопрос: открывать дочернее подразделение или нет? В чем заключается разница между «дочкой», филиалом и представительством? На самом ли деле материнская организация при открытии подотчетной получает значимые преимущества? Давайте подробнее рассмотрим эти юридические вопросы.

Материнская компания — это…

Материнская компания — это учредитель, владеющий контрольным пакетом акций дочерней организации (50% и более). Другими словами — это основное хозяйственное общество.

Вот некоторые полномочия «матери»:

  • Имеет право проводить те или иные операции и участвовать в производстве определённых товаров подведомственной фирмы.
  • Осуществляет организационно-экономические принципы управления.
  • Разрабатывает определенные цели, контролирует направление и развитие как фирмы, так и её подразделений.
  • На ней лежит ответственность за распределение прибыли.
  • Данная компания контролирует не только свои финансовые плоскости, но и их использование в подразделениях.
  • Принимает решение о ликвидации или реорганизации дочерней фирмы.

С целью улучшения эффективности работы дочерней компании учредитель может провести аудит. Такой анализ выявляет сильные и слабые стороны финансовой деятельности бизнеса.

Дочернее предприятие — это…

Дочернее предприятие — это филиал крупной корпорации со своими акциями. Когда сформировавшаяся компания набирает обороты, появляется необходимость в создании дочерних отделений. Так как вложения в дочернюю организацию делает основная, она же её и контролирует согласно заключённому договору. Большинство решений, которые принимает «дочка», вступают в силу только после согласования с материнским центром.

Головная компания полностью несёт ответственность за дочернюю перед контролирующими органами государства. Обязательной является регистрация «дочки» в порядке, определённом законодательными актами. Успешное взаимодействие «матери» и «дочки» возможно только в том случае, когда соблюдается субординация на работе.

Дочернее предприятие — это обособленное юридическое лицо. По сути, оно занимается самостоятельной хозяйственной деятельностью. Вопросы кадров и маркетинговой стратегии в данном предприятии берет на себя руководитель. Свод правил, устанавливающий порядок работы, составляет материнский центр. Но, согласно Уставу, за принятые решения ответственность несет «дочка». Ну а управление капиталом входит в компетенцию главной организации.

Плюсы и минусы дочерней компании

К сильным сторонам «дочки» относятся следующие особенности:

  • Дочернее отделение невозможно объявить банкротом, потому что вся ответственность за управление финансами лежит на материнском предприятии.
  • Маркетинговую стратегию для дочерних организаций разрабатывает ее учредитель. Это значит, что он и является гарантом качества продукции. Ситуация позволяет использовать наработанную в течение длительного времени репутацию главной компании, ее символику и т.д.
  • Дочерней компании нет необходимости переживать за расчёты и составление бюджета, потому что бухгалтерией занимается материнская.
  • Головная организация полностью отвечает за расходы дочерней и оплачивает ее задолженности.

Основные минусы в организационно-правовых отношениях, характеризующие дочернее предприятие:

  • Лишение возможности саморазвития и внедрения рациональных предложений для более обширной деятельности, а в итоге — зависимость от материнской компании. Например, рассматривая коммерческое предложение, подкомпания должна учитывать мнение основной.
  • Ограничение при использовании и распределении основного капитала, так как этим занимается руководство основной компании по четко определённому плану.
  • Влияние при банкротстве «матери» или зависимых от неё отделений на «дочку» вплоть до остановки деятельности последней с изъятием ее средств для погашения долгов.

Особенности открытия дочерней компании

Для чего формируются подобные компании и что требуется для их открытия? Вот главные цели:

  1. «Дочки» зачастую создаются для использования крупными корпорациями при возникновении различных проблем в процессе их деятельности. Это возможность начать дело с «чистого листа», не принимая во внимание прошлые долги. Дополнительно созданная организация способна стать полезной при усовершенствовании системы администрирования и избавлении от рутинной работы.
  2. Дочерняя компания помогает решить вопросы с подбором кадров и участвовать в борьбе с конкурентами. Преимущество на рынке холдинг завоёвывает с открытием большего количества дочерних организаций.
  3. Весьма помогают «дочки» и при развитии внешнеэкономической деятельности. На руку сыграет заключение сделок с иностранными контрагентами (экономия достигается благодаря налоговым льготам). Во многом процветание бизнеса зависит от умения правильно организовать нетворкинг. Новые контакты и связи (в том числе за рубежом) — дополнительные возможности и результаты.
  4. Создание «дочки» повышает устойчивость головной компании. Это, в свою очередь, дает отличный шанс увеличить финансовые потоки и инвестиции, рационально использовать активы и ресурсы.
  5. Порой параллельно с открытием дочерней организации используется стратегия диверсификации. Это возможность заняться новым видом деятельности и уменьшить риски.

Для достижения вышеперечисленных целей перед дочерними компаниями ставятся следующие задачи:

  • Повышение качества, а в результате и конкурентоспособности выпускаемых товаров или оказываемых услуг.
  • Привлечение специалистов в органы управления.
  • Минимизация кооперационных связей с головной организацией.

При открытии дочерней компании будут необходимы:

  1. Документы правящей и Устав дочерней организаций.
  2. Юридически заверенное решение на бланке заявления формы P11001 о создании дочерней компании.

Важно: документальное подтверждение того, что отсутствует задолженность по налогам, указывает на платежеспособность учредителя.

Ответственность материнской организации

На законодательном уровне ранее было предусмотрено три случая ответственности:

  1. Когда доказывалась взаимосвязь между материнской и дочерней компаниями.
  2. Если основная организация обязала дочернюю принимать участие в заключении сделки. Это указание должно было быть документально заверено. В таком случае оба субъекта субсидиарно ответственны перед общими обязательствами, а значит, при возникновении неблагоприятных последствий задолженность кредиторам обязана погасить любая из фирм.
  3. Если вследствие распоряжения головного предприятия дочернее понесло убытки и оказалось банкротом. В таком случае также действует субсидиарная ответственность. Материнская компания должна погасить часть задолженности дочерней.

Благодаря нововведениям в ГК РФ упростилось правило привлечения основной компании к ответственности по долговым обязательствам «дочки». То есть не нужно доказывать право материнской компании давать указание дочерней в Уставе последней или в договоре между этими двумя организациями.

Чем дочернее предприятие отличается от филиала и представительства?

Филиал — это подразделение юридического лица, которое находится вне его территории и выполняет большинство его назначений, в том числе функцию представительства. Он вносится в единый государственный реестр, а в своей деятельности использует имущество головного общества и работает на основании его положений. Юридическое лицо назначает руководителей филиалов, которые выполняют свои обязанности согласно предоставленной доверенности.

Представительство — это отдельное подразделение юридического лица, не имеющее юридического статуса. Его функция — представлять интересы общества и осуществлять их защиту. Принцип работы во многом схож с филиалом: все действия совершаются с согласия юрлица, это касается и назначения руководителей.

Отличительные особенности дочерних организаций:

  1. Материнская компания осуществляет относительный контроль за дочерней, предоставляет ей юридическую автономию и таким образом влияет на принятие решений. В отличие от этого, зависимое общество вообще не имеет права принимать какие-либо постановления без обсуждения с головной организацией.
  2. «Дочка» имеет статус юридического лица, что не характерно для филиалов и представительств. Это означает, что подобная компания может располагаться на территории основной, что для филиалов исключено.
  3. Дочерняя фирма может находиться в любой организационно-правовой форме.

Таким образом, дочерние фирмы являются более самостоятельными структурными единицами, поскольку имеют больше прав и полномочий, а также владеют имуществом на правах собственности. У филиалов и представительств возможности хозяйственного ведения более ограничены.

Сохраните статью в 2 клика:


В целом открытие дочерней организации имеет ряд преимуществ, но, с другой стороны, накладывает юридическую ответственность. При правильно составленном бизнес-плане «дочка» может существенно увеличить доходы компании и снизить риски. Подобное расширение деятельности — достаточно интересное явление, которое заслуживает пристального внимания.

x