Фандрайзинг как средство привлечения денежных средств на различные нужды организаций
Содержание
Такое понятие, как фандрайзинг, появилось в России всего несколько десятилетий назад. Он представляет собой процесс поиска и привлечения любых ресурсов (финансовых, информационных, человеческих), необходимых для развития разнообразных проектов некоммерческих организаций. В роли потенциальных финансовых доноров могут выступать спонсоры и меценаты, представители любых форм бизнеса, рядовые граждане и благотворительные организации.
Для развития проектов фандрайзеры используют в своей деятельности приемы социального менеджмента, маркетинга, рекламы и другие способы привлечение потенциальных спонсоров. Во многом успех привлечения ресурсов зависит от умения менеджера по фандрайзингу убедить потенциальных доноров в том, что та или иная организация достойна их внимания, а также финансовой и всесторонней поддержки.
Что такое фандрайзинг?
Несложно догадаться, что деятельность практически любой некоммерческой организации во многом зависит от финансирования. Фандрайзинг является процессом привлечения материальных и других видов ресурсов, позволяющих развиваться и осуществлять компаниям различные проекты, укрепляющие благополучие общества (благотворительность, финансирование науки, культуры, прочее).
Основными задачами фандрайзера являются удовлетворение потребностей спонсора, получение желаемых финансов и других видов ресурсов, а также помощь организации в достижении поставленных целей, связанных с благотворительностью. Поддержку некоммерческие организации могут получить как от доноров, так и от различных спонсоров, причем оба эти понятия следует различать.
Деятельность спонсоров базируется на финансировании различных проектов благотворительных организаций. Она может заключаться как в их безвозмездной поддержке, так и в рекламных целях, преследующих развитие собственного бизнеса. Доноры (нередко в их роли выступают банковские структуры, благотворительные фонды или крупные производственные предприятия ) осуществляют пожертвования для некоммерческих структур или предоставляют гранты. В обоих случаях ресурсы (денежные, информационные, человеческие) могут быть предоставлены физическими или юридическими лицами.
Существует несколько основных принципов, на которых базируется деятельность фандрайзинга, независимо от того, являются пожертвования крупных компаний или рядовых граждан.
- Человек жертвует своими ценностями по собственному желанию. Большое значение в успехе получения ресурсов и развития благотворительного проекта играет не сама некоммерческая организация, а люди, принимающие участие в процессе общения с потенциальными донорами или спонсорами. Благодаря налаживанию необходимых контактов, в организацию могут быть привлечены существенные суммы денег (прочих ресурсов), которые впоследствии будут использованы на различные блага нуждающихся.
- Решающий фактор – успех предприятия. Как показывает практика, фандрайзеры при общении с потенциальными донорами или спонсорами делают основной акцент не на нуждах благотворительной организации, а на успехе предприятия. Несложно догадаться, что многие руководители коммерческих фирм, банков и других структур являются лидерами по своей природе, поэтому здесь срабатывает так называемый «эффект победителя». Потенциальные спонсоры охотно принимают участие в успешных проектах и оказывают благотворительным некоммерческим организациям всестороннюю поддержку.
- Человек не финансирует потребности. К основным принципам фандрайзинга следует отнести желание людей выделить собственные ресурсы на поддержку возможностей. Большинство меценатов и частных лиц предпочитает возможность оказать помощь благотворительной организации в достижении трудных целей. Достаточно сложно убедить донора в финансировании нужд некоммерческой организации, не преследующих благотворительные цели.
- Человек редко делает добровольные перечисления денег. Во фандрайзинге принято считать, что финансовую помощь от потенциальных доноров можно получить, если попросить их об этом. Обращения за оказанием помощи без указания конкретной причины пожертвования, как правило, безрезультатны. Если речь идет о больших суммах денег на развитие проекта, то их можно получить, озвучив спонсору конкретные цифры. Важно убедить мецената в грандиозности проекта (естественно, не безвозмездно, реклама деятельности лица или компании-спонсора обязательна), что позволит получить сумму, что значительно больше заявленной на развитие благотворительной акции или проекта в целом.
- Люди жертвуют, потому что хотят помочь. Человек испытывает чувство удовлетворения, когда к нему обращаются за помощью и признают значимость его деятельности (или его организации).
Как мы уже говорили, инструменты фандрайзинга позволяют привлечь средства на развитие благотворительных проектов некоммерческих организаций. Российские компании заинтересованы в потенциальных донорах, но в связи с недостаточной подготовкой менеджеров многие полагают, что привлечь ресурсы таким способом очень сложно.
Отметим, что большое число отечественных некоммерческих благотворительных фондов и организаций финансируется за счет привлечения ресурсов меценатов и доноров. Можно сделать вывод, что при правильной организации работы фандрайзеров и их умении вести переговоры со спонсорами успех любого благотворительного проекта по улучшению качества жизни различных социальных слоев не заставит себя ждать.
Совет: для получения ресурсов, позволяющих оказывать финансовую поддержку нуждающимся людям (например, пострадавшим в результате стихийных бедствий или катастроф), в интернете можно легко найти краудфандинговые площадки. Эти компании предоставляют поддержку не только нуждающимся людям, но и благотворительным некоммерческим организациям. К ним также можно обратиться, если вы не знаете, где найти инвестора для стартапа.
Основные задачи фандрайзинга
Менеджмент фандрайзинга некоммерческих благотворительных организаций должен быть направлен не только на поиск финансов и иных ресурсов, но и потенциальных партнеров, которыми, по сути, являются спонсоры и доноры. Очень важно добиться в ходе переговоров понимания инвестора его значимости и активного участия в развитии проекта благотворительной организации, при этом пожертвования со стороны донора должны быть добровольными.
Менеджеру стоить понимать, что успех его работы во многом зависит от долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с меценатами. С ними необходимо поддерживать дружеские отношения, сообщать о предстоящих мероприятиях и акциях вашей организации, а также приглашать в качестве важных и значимых гостей. Менеджер должен уметь обосновать нужды некоммерческой организации и выделить при этом интересы потенциальных инвесторов.
В обязательном порядке необходимо знать основные источники возможного финансирования некоммерческих организаций в РФ. Это может быть спонсорская поддержка от предприятий и физлиц, гранты от отечественных и иностранных благотворительных фондов, членские взносы, а также проводимые акции и прочие мероприятия, позволяющие собрать определенные суммы денежных средств. Нередко случается так, что при их проведении некоторые инвесторы сами могут предложить некоммерческой организации свою помощь.
Как достичь поставленных целей?
Для достижения поставленных целей во фандрайзинге менеджеры используют различные инструменты и методы, позволяющие эффективно вести свою деятельность. К примеру, некоммерческая организация может принять участие в совместном проекте. Существует множество международных компаний, которые предлагают программы по взаимовыгодному сотрудничеству и получению целевого финансирования.
Отметим, что помимо фондов, которые могут финансировать деятельность организаций, есть агентства, инвестирующие средства и привлекающие научные компании, которые будут участвовать в совместном проекте. Для этих же целей можно привлечь государственные фонды и предприятия.
Совет: меценаты смогут оказать содействие в получении оборудования для малого бизнеса в лизинг, если вы хотите помочь детям-сиротам или людям с ограниченными возможностями. К примеру, это может быть открытие пекарни или предприятия по сборке электротехнической и иной продукции.
Организация массовых мероприятий, таких как благотворительные концерты, спортивные состязания, аукционы, позволяет не только собрать нужные суммы для реализации проектов, но и наладить необходимые связи с потенциальными меценатами и спонсорами. Во время проведения благотворительных акций донорам необходимо подробно рассказать о целях и миссии вашей организации, тем самым найти в их лице единомышленников.
Важно понимать, что одним из эффективных способов привлечения средств для реализации целей является плодотворное сотрудничество с волонтерами. Это могут быть граждане или организации, которые добровольно собирают и жертвуют средства на благо общества и социально незащищенных категорий граждан.
Специалисты по фандрайзингу при формулировке сути обращения к потенциальным спонсорам должны правильно обозначить цели, которые преследует некоммерческая организация. Также следует выделить основные задачи проекта, на реализацию которого требуются денежные средства. Чтобы повысить вероятность положительного отзыва донора, следует выделить детали реализации проекта, условия его успешного выполнения, указать необходимую сумму, а также рассказать о выгодах и преимуществах, которые получит инвестор.
Об эффективности ведения фандрайзинга в интернете
Глобальная сеть открывает для специалистов по фандрайзингу практически безграничные возможности, поскольку сегодня в интернете есть сайты многих предприятий и организаций. К тому же наличие аккаунтов в социальных сетях позволяет гражданам общаться между собой и делиться различной информацией, в том числе о необходимости оказания помощи кому-либо и проведения различных акций и флешмобов (в сети вы быстро найдете спонсоров для открытия бизнеса и других видов деятельности).
Благодаря электронным платежным системам, терминалам, интернет-банкингу и другим видам мгновенных платежей, деньги можно собрать очень быстро, тем более что для этого человеку не нужно будет даже идти в ближайшее отделение банка.
В этой связи некоммерческой организации необходим собственный сайт, что позволит многократно увеличить базу потенциальных спонсоров и меценатов, а также эффективно доносить людям информацию. Как показывает практика, внимание посетителей web-ресурса можно удержать в первые 15-20 секунд, поэтому на главной странице необходимо поместить всю важную информацию. Также следует помнить, что, если на странице имеется удобный интерфейс, постоянно обновляется контент, новости, анонсы акций, это стимулирует посетителей интересоваться деятельностью вашей организации.
Мы уже говорили о том, что человеку нравится, когда его просят о помощи, поэтому на веб-странице некоммерческой организации должен быть призыв посетителей к совершению действий (к примеру, можно расположить на виду кнопку с надписью «Оказать помощь сейчас»). На собственном сайте можно создать своеобразный краудсорсинг, что позволит мобилизовать усилия благотворительных компаний и частных лиц для решения поставленных задач вашей организации.
Без присутствия в социальных сетях некоммерческих организаций их продвижение будет весьма проблематичным. Поэтому необходимо создать тематические паблики в Одноклассниках, Фейсбуке, Твиттере, ВКонтакте, Инстаграме и других социальных сетях, где любая информация распространяется молниеносно, и, конечно же, привязать их к основному сайту.
Сохраните статью в 2 клика:
Во многом поиск средств зависит и от общеэкономического положения в государстве. Это означает, что, если у фондов и других доноров на лечение нуждающихся можно получить деньги, с развитием социальных проектов могут возникнуть определенные сложности, независящие от профессионализма менеджеров по фандрайзингу.