Как быстро продать готовый бизнес с максимальной выгодой?
Содержание
Быть предпринимателем непросто, особенно в нашей стране. Далеко не каждый согласен работать всю жизнь на износ. Ежегодно в России продаются и покупаются тысячи компаний. Причины продажи готового бизнеса могут быть разные – работа в новом направлении, постоянные убытки и нежелание менять стратегию, переезд в другую страну и т.д. Главная задача при этом – быстро найти покупателя и осуществить выгодную сделку.
Что нужно сделать перед продажей готового бизнеса?
Подготовительный этап очень важен, так как от этого будет зависеть стоимость и дальнейшие действия. Для этого нужно выполнить несколько задач.
Причины продажи
Определите, почему вы планируете продавать бизнес? Возможно, вы просто устали от ведения дел и нуждаетесь в хорошем отпуске. Возьмите с собой книги о бизнесе, которые стоит прочитать, и хорошенько отдохните. Если же причины экономические или вы планируете развиваться в новом направлении, начинайте готовиться к реализации плана.
Перспективы сделки
В некоторых случаях нужно понять, что любимое дело, в которое вы вложили так много сил, больше никогда не принесет доход по ряду причин. Если дело убыточное, иногда целесообразнее продавать его частями. Для определения цены активов в таком случае приглашают оценщика, заполняют нулевую декларацию.
Время продажи
Перед тем как продавать собственное дело, посоветуйтесь с экспертами, насколько выгодно это делать именно в данный момент. Возможно, через месяц или год данный объект будет стоять гораздо дороже и стоит немного повременить со сделкой. Как правило, в кризис предложений купить готовый бизнес гораздо больше, причем цены очень низкие. Также на стоимость влияет время существования компании.
Совет: готовый бизнес охотнее купят, если он функционирует более 4-5 лет, также на ценообразование влияют перспективность ниши, уровень дохода и самоокупаемости, наличие профессионального персонала, наработанная клиентская база.
Подготовка
Всем известно, что перед продажей машины ее нужно хорошо помыть. С готовым бизнесом действует то же правило. Предпродажная подготовка имеет большее значение, чем весь механизм ценообразования. Определите, на что потенциальный покупатель обратит внимание в первую очередь. Постарайтесь подчеркнуть преимущества и сделать недостатки не такими явными. На данном этапе трудность заключается в том, что основателю компании сложно оценить объект продажи объективно.
Приложив минимальные усилия, можно повысить инвестиционную привлекательность готового бизнеса – оптимизировать менеджмент, сделать систему распределения финансов более прозрачной, продлить договоры с поставщиками или клиентами на более длительный срок. Вложив в подготовительный этап несколько сотен долларов, можно увеличить стоимость компании на несколько тысяч условных единиц.
Сбор документации
Подготовка документации занимает много времени, к тому же ряд справок требует финансовых трат (к примеру, услуги аутсорсинговых компаний, заверение у нотариуса). В минимальный пакет входят учредительные документы, свидетельства о регистрации компании, трудовые и арендные договоры, распоряжения, подтверждение приватизации, бухгалтерские отчеты, соглашения с партнерами, перечень кредиторов и дебиторов.
Где найти покупателя?
Чтобы быстро продать готовый бизнес, нужно искать связи среди знакомых или посредников. Для оптимального результата рекомендуется привлекать и первый, и второй варианты. Быстро продать объект можно конкурентам, которые желают расширить свою деятельность. В таком случае нужно быть осторожным и придерживаться конфиденциальности. Конкурент может узнать состояние ваших дел, тонкости работы, а потом отказаться от покупки.
Возможно, ранее поставщики давали товар с отсрочкой платежа, банки – кредитные средства. Если данные лица или учреждения услышат о планах продать свое дело, могут измениться и доверительные отношения вплоть до расторжения договора оказания услуг. И речь идет не о снижении репутации, а об элементарной подстраховке. Некоторые могут потребовать залог или отказать в займе.
Персонал – важный актив любой организации. Узнав о намерениях продать компанию, многие сотрудники захотят найти более стабильное место работы. Если уйдут квалифицированные сотрудники, продаваемый объект может упасть в цене.
Совет: продавать готовый бизнес нужно без нарушения конфиденциальности. Никому не рассказывайте о своих намерениях, к переговорам готовьтесь тайно, а сделку осуществляйте быстро.
Существуют специализированные площадки в сети, на которых можно разместить объявление и быстро найти заинтересованных покупателей. Если вы не можете быстро продать собственное дело, можно привлечь посредников (брокеров). Они проводят независимую оценку объекта, определяют стоимость и находят покупателя, сопровождая сделку. За это брокерские фирмы взимают определенный процент.
Способ поиска клиентов и время на сделку зависят от специфики компании. Если анализировать рынок России, то львиная доля операций приходится на покупку торговых точек, автомоек, салонов красоты и общепита. Также набирают актуальность юридические фирмы, которые знают, как запатентовать название и логотип.
Как правильно вести переговоры с потенциальными покупателями?
Если вам удалось заинтересовать потенциального покупателя, при личной встрече нужно убедить его в выгодности предложения. Приготовьтесь давать ответы на все вопросы, возможно, даже не самые приятные.
Реально заинтересованных лиц будет гораздо меньше, чем тех, кто сомневается или просто приценивается. Цените людей, которые действительно желают купить фирму и готовы заплатить деньги за бизнес. Не забывайте, что достижение компромисса, который будет выгоден обеим сторонам, – основная цель при ведении переговоров. Чтобы быстро продать готовый бизнес по выгодной цене, нужно помнить, что компания должна иметь хорошую репутацию и постоянную клиентскую базу. Оценивайте свою компанию всесторонне, тщательно выбирайте круг потенциальных покупателей, готовьтесь к переговорам, тогда вы сможете быстро продать готовый бизнес.
В идеале самый лучший покупатель – это лицо, которое предложит максимальную цену за готовый бизнес и согласится на все условия. В реальности – это тот, кто заплатит реальную цену исходя из текущего состояния рынка.
При налаживании контактов избегайте ситуации «одно предложение – один покупатель». Если вы имеете несколько потенциальных покупателей, компанию можно продать на 12-20% дороже первоначальной цены.
Способы продажи готового бизнеса
Существует три варианта реализации готового бизнеса, к ним относится продажа:
- доли фирмы;
- компании как имущественного комплекса;
- отдельных активов с их переоформлением на нового собственника.
Малые и средние фирмы чаще всего применяют первый способ (около 80% всех сделок). Он самый быстрый и простой. Как правило, у компании просто меняется собственник. Но если готовый бизнес велся от имени индивидуального предпринимателя, необходимо перевести на покупателя все активы.
Ошибки при продаже готового бизнеса
В деловом мире при поиске покупателей и ведении переговоров бывает сложно распознать тонкую грань между творчеством и типичными ошибками, которые могут сорвать сделку.
Самые распространенные ошибки продавцов:
- недостаточный уровень подготовки;
- неправильное определение типов потенциальных покупателей;
- потеря усилий и времени на незаинтересованных лиц, которые просто прицениваются, пытаются выведать сведения для конкурентов;
- неспособность указать преимущества, сильные стороны, обосновать и отстоять цену компании;
- заминка, приостановка при продаже или, наоборот, заключение сделки наспех;
- несоблюдение конфиденциальности сделки.
Сохраните статью в 2 клика:
Продать готовый бизнес сложно из-за ряда психологических и организационных факторов. Самому предпринимателю, вложившему силы в собственное дело, бывает сложно объективно оценить ситуацию и прийти к мудрому решению. Также сложности возникают при поиске клиентов и при подготовке к сделке. В таком случае можно воспользоваться услугами юридических компаний, брокеров и не забывать о конфиденциальности.