Деятельность любой компании невозможна без построения коммуникативных связей, для создания которых используются коммерческие предложения, пиар и пресс-релизы. Обсудим последний инструмент представления информации широкой общественности. Как написать грамотный пресс-релиз? Попробуем разобраться.
Что такое пресс-релиз?
Пресс-релиз представляет собой некий информационный документ, ориентированный на СМИ. Бумага рассылается журналистам с расчетом на то, что они заинтересуются освещенной темой и запустят в средства массой информации публикации, основанные на полученном пресс-релизе.
Многие не понимают разницу между пиаром и релизом, однако она существенна – последний не является стопроцентной рекламой, значит, решение о печати материалов (или их представлении на радио, телевидении и т.д.) принимает главный редактор издания.
Публикации исключительно коммерческого направления проходят через отдел рекламы – логично, что за них надо платить. В каких же случаях компании прибегают к составлению и распространению пресс-релиза? Для чего он нужен? На самом деле вариантов масса. Например:
- Старт работы новой организации;
- Открытие филиала, увеличение масштабов производства;
- Оповещение о произошедших серьезных кадровых изменениях;
- Освещение событий, которые произошли в отрасли либо стране;
- Уведомление о предстоящем корпоративном мероприятии;
- Информирование о полученных организацией наградах или иных достижениях;
- Сообщение о чрезвычайных и форс-мажорных происшествиях.
Если проанализировать представленные выше ситуации, то понятно – пресс-релиз не всегда имеет анонсирующий характер и пишется до какого-либо события, иногда это происходит постфактум, но тогда его называют информативным.
Например, после того как новая модель автомобиля сошла с конвейера и увидела свет, пишется пресс-релиз, содержащий данные о достоинствах транспортного средства и его характеристиках. Рассылается такая статья по разным изданиям (как печатным, так и электронным) в надежде на дальнейшую публикацию. Конечно, произойдет она лишь в том случае, если тема покажется редактору актуальной и интересующей читателей.
Обычно релизы создают, когда есть действительно стоящая причина обратиться к СМИ (тогда у компании появляются реальные шансы засветиться в прессе или на телевидении) или новость отличается нестандартностью, способной заинтересовать народные массы. В качестве примера с ноткой юмора можно вспомнить первоапрельскую акцию «Евросети», обещающую в релизе сотовый телефон тем, кто придет к ним в салон связи и снимет с себя одежду.Слоган был предельно прост: «Разденься и получи телефон бесплатно». Как ни странно, но желающих обнаружилось немало, а благодаря множеству фотографий рейтинг этой новости в Сети затмил даже постоянные сообщения о войне в Ираке.
Виды пресс-релизов
В зависимости от цели составления выделяют следующие разновидности пресс-релизов:
- Информационные – содержат какую-либо информацию, которую необходимо донести до общества. Например, о создании новой компании, выпуске «свежеиспеченной» продукции.
- Анонсирующие – извещают о том, что в скором времени произойдет определенное событие, приглашая принять в нем участие, например в качестве зрителя. Это могут быть выставки, мастер-классы, конференции и т.д.
- Рекламные – заключают в себе профессионально составленное сообщение, интересное широкому кругу.
- Пиар-ориентированные – своеобразная сводка, содержащая данные о прошедшем мероприятии (имена участников, итоги, любопытные нюансы и т.д.).
- Динамические – довольно новый и современный тип, который хорошо воспринимается молодежью. Суть в том, что релиз создается не в привычном текстовом формате, а с помощью аудио- и видеоматериалов.
Важно: если вы хотите сделать эффективную рекламу контента, важно не только грамотно подойти к выбору вида статьи, но и проанализировать особенности составления пресс-релизов, а также их структуру.
Как написать пресс-релиз?
Основной функцией подобных сообщений является привлечение общественного внимания. Но для начала необходимо заинтересовать своим текстом журналистов, чтобы они представили содержащуюся в вашем релизе информацию в СМИ.
Логично, что для этого часто нужно не так и много – действительно важная (сенсационная, шокирующая, нетривиальная и т.д.) новость. Однако если абы как написать скучную статью, нисколько не заботясь о соблюдении некого свода правил составления релизов, то шансы на публикацию в прессе будут стремиться к нулю.
Конечно, все рекламные материалы создаются с учетом определенных требований и стандартов: уникальное торговое предложение, прайс, пресс-релиз – все они нуждаются в грамотном и логичном представлении. Необходимо помнить, что релиз является в какой-то степени навязыванием информации, способом пробудить интерес, и только правильно составленное объявление может принести желанный результат в виде публикации ваших материалов в СМИ.
Каковы же правила составления рассматриваемых документов? Что должно быть в содержании? Существует общепринятый набор необходимых пунктов, своеобразный шаблон, руководствуясь которым написать пресс-релиз не составит труда даже новичку. Рассмотрим структуру статьи:
- Заголовок – броский и отражающий суть материала. Надо иметь в виду, что грамотный заголовок призван лаконично представлять идею текста, цеплять и даже в какой-то мере интриговать читателей. Его главная цель – вызвать желание читать дальше.
- Лид – вступительный абзац (один или два), отличающийся информационной плотностью. Его важность сложно переоценить – в среде копирайтеров бытует мнение, что написание вступления требует максимальной концентрации внимания, потому что плохо составленный лид отсечет от текста большинство редакторов. В соответствии со сложившимися традициями абзацы не должны быть громоздкими – всего пара-тройка предложений, немногословно, но информативно раскрывающих тему и суть релиза – если говорить проще, то необходимо сформулировать ответы на следующие вопросы:
- Кто?
- Что случилось?
- Где?
- Когда?
- Как?
- С какой целью?
- Основная часть (или тело текста) – обычно это несколько абзацев, содержащих интересную информацию и справочные данные – цифры, статистику, факты, комментарии, характеристики и т.д. Часто включаются фрагменты интервью с представителями руководящего состава организации, экспертами в различных областях, партнерами и инвесторами. Журналистами приветствуется и бэкграунд компании – сжатая история появления и развития фирмы. Пресс-релизы относятся к продающим текстам, значит, они прежде всего направлены на решение проблем тех, кому они адресуются, а именно журналистов и редакторов. Какие у них сложности в жизни? Отсутствие волнующих новостей, становящихся поводами для написания материалов. Правда, есть один нюанс – автору релиза важно уметь определять целевую аудиторию печатных изданий, в которых он планирует увидеть публикации, основанные на своем тексте. Иначе не получится создать сообщение, способное увлечь читателей этих газет, журналов или блогов.
- Заключение – несколько предложений, кратко подводящих итог.
- Контактные данные – как правило, указываются ФИО и телефоны тех специалистов, которые ответственны за общение с представителями прессы.
Помимо наличия определенного содержания, качественный пресс-релиз должен быть составлен с учетом ряда требований:
- Небольшой объем – обычно он колеблется в интервале от одной до трех страниц.
- Форматирование – любая информация воспринимается лучше, если она структурирована, то есть текст разделен на абзацы, в нем есть подзаголовки и списки.
- Бланк организации – по стандартам пресс-релизы рассылаются на фирменных бланках компании с печатями и подписями. Можно приложить и оформленные по правилам визитки.
Важно: в последнее время широкое распространение получили так называемые медиа-релизы, представляющие информацию посредством аудиофайлов, видеороликов, а также презентаций.
Особенности рассылки пресс-релизов
Некоторым кажется, что написать хороший релиз достаточно для того, чтобы пресса им заинтересовалась, однако это не совсем так – важную роль играет и процесс рассылки текста. Следует обратить внимание на некоторые аспекты:
- Время отправки – лучше всего производить рассылку сообщения в самом начале рабочей недели, например в понедельник утром. Вроде бы мелочь – а в действительности шансы на публикацию увеличиваются. Почему? Как правило, в конце недели у редакторов средств массовой информации накапливается достаточно большое количество интересных новостей, которыми можно поделиться с читателями. Конечно, люди, отправляющие релизы по пятницам, надеются, что их материалы перейдут на следующую рабочую неделю, однако не факт, что о них просто вспомнят. Да и понятно, что новости крайне быстро теряют актуальность, иными словами – «дорого яичко ко Христову дню».
- Выбор целевой аудитории – не стоит бездумно посылать написанный релиз во все издания подряд, нужно проанализировать, какие СМИ ваша информация может гипотетически заинтересовать?
Важно: сегодня в Интернете есть множество сервисов, чья работа направлена на распространение пресс-релизов. Можно рассылать тексты на новостные и специализированные сайты, подобрав подходящую вам рубрику.
Пресс-релиз – примеры готовые
Конечно, если обратиться к примерам, то легче всего понять, что такое пресс-релиз и как его написать. Выше говорилось, что подобные тексты обычно направлены на освещение абсолютно разных поводов – выпуск новой продукции, интересные события, появление новых выгодных франшиз, рекламные и благотворительные акции и т.д. Список можно продолжать бесконечно. Рассмотрим несколько примеров.
Вариант №1
Заголовок
МК «Как добавить изюминку в художественный фотопортрет?»
Лид
3-5 мая в московской галерее «Гамма» состоится мастер-класс фотографа Юлии Вайкулиной, посвященный созданию необычного художественного портрета.
Основная часть
Для всех людей, интересующихся фотографией как искусством, Юлия Вайкулина – одна из наиболее значимых личностей, на чьи работы хочется смотреть и разгадывать. В ее фотографиях выражена индивидуальность моделей и их неповторимость. Мастерство и глубина восприятия позволяют ей приоткрыть завесу тайны человеческой души с помощью фотоснимка. Юлия уже около десяти лет специализируется на съемке портретов, находя в этой сфере новые горизонты и возможности.
Фотографии Юлии Вайкулиной публиковали известные российские и мировые СМИ: «Огонек», «Комсомольская правда», «Российская газета», «The Times», «Parool», «Liberation», «Focus» и другие. Юлия является победителем престижного международного конкурса «35AWARDS» и неоднократным призером многих российских.
Мастер-класс «Как добавить изюминку в художественный фотопортрет?» будет интересен как начинающим, так и продвинутым фотографам, стремящимся повысить свой уровень. Участники узнают об авторских приемах, используемых при создании интересного и необычного фотопортрета. Большое внимание будет уделено работе с моделями и светом.
Программа МК:
- Творческие моменты в портретной фотосъемке;
- Острые ракурсы;
- Работа с моделью;
- Игра со светом и цветом;
- Техника съемки – студия, оборудование, оптика, зеркала и т.д.
Заключение
В Москве в галерее «Гамма» пройдет мастер-класс для фотографов, направленный на поиск нестандартных решений и необычных трактовок. Юлия Вайкулина вместе с единомышленниками покажет, как разглядеть в модели личность, добавить изюминку, показать эмоции, поймать что-то неуловимое и мимолетное, как и сама наша жизнь.
Контактная информация
Записаться на мастер-класс можно на странице фотогалереи «Гамма» в социальной сети Вконтакте, а также по телефону +7(495)-100-10-10.
Адрес галереи: Москва, ул. Галерейная, дом 15
Веб-сайт фотографа: juliya.vika.com
Вариант №2
Таким образом, при составлении релиза имеет значение не только информационная (содержательная) часть, но и его внешний вид. В деловой среде сформировались негласные стандарты и образцы, которым должна соответствовать документация, поэтому если вы хотите обратить внимание на свой текст, не стоит ими пренебрегать. Умение создавать релизы пригодится даже тем, кто не имеет никакого отношения к копирайтингу. Например, вы решили продать идею для бизнеса. А как ее презентовать? Можно ориентироваться на основные правила составления пресс-релизов.