В современной России МЛМ-бизнес (или сетевой маркетинг) уже не первый год играет заметную роль в торговле, особенно потребительскими товарами. Кроме иностранных сетевых компаний, которые работают далеко не первый год (Amway, Avon, Oriflame), активно функционируют и отечественные, например, Эдельстар, Эста, Белый кот. Успешно участвовать в системе сетевого маркетинга и заработать на этом получится как с большими инвестициями, так и без любых вложений.
Что такое МЛМ и как построить на нем бизнес?
Сетевой или многоуровневый маркетинг на английском звучит как multi-level marketing (часто используют аббревиатуру MLM). Он означает концепцию реализации товаров и услуг, которая основывается на создании сети независимых сбытовых агентов, которые могут привлекать новых партнеров с такими же правами. Комиссионное вознаграждение распределяется на все уровни организации.
Первые МЛМ-организации появились в западных странах во многом благодаря тому, что их культура поощряет упорный труд, новые возможности для расширения бизнеса, стратегии его развития. Коммерческая система обычно включает в себя несколько уровней участников: акционер (владелец), сотрудники, менеджер. В МЛМ-бизнесе такой подход не представляется конструктивным, ведь он включает в себя спектр интересов более широкого круга: владелец, наемный персонал (в том числе менеджеры разного уровня), консультанты-дистрибьюторы – физические лица, которые по соглашению с компанией представляют товары или услуги в качестве независимых продавцов. Последняя категория включает в себя наибольшее количество сотрудников, каждый из которых стремится к увеличению своего дохода.
Выбор ниши для бизнеса – вопрос, к которому нужно подходить серьезно. МЛМ-сферу считают одним из лучших вариантов для создания эффективной маркетинговой сети или карьеры успешного дистрибьютора. Человек может сам выбрать, с кем ему работать, какие услуги, продукты предлагать, формат поиска клиентов (по телефону, переписке, организация больших мероприятий). Реализатору не нужно участвовать в разработке продукта, планировании маркетинга, логистике. Его задача – выгодно преподнести и продать товар. Часто МЛМ-бизнес строят на средствах для похудения, косметике, товарах для дома, продуктах питания, разных приборах (для очистки воды, повышения мощности автомобиля). Как создать свою франшизу? Это один из самых перспективных вариантов увеличение доходов для владельцев бизнеса в этой сфере. В системе сетевого маркетинга дистрибьюторам платят за то, чтобы они эффективно рекламировали продукцию и распространяли ее.
Пример алгоритма ежедневной работы участника МЛМ-системы:
- Быть потребителем продукта (использовать его каждый день).
- Приглашать покупателей (находить новые контакты, информировать об этом компанию).
- Презентовать продукцию (представлять возможности компании).
- Развиваться и совершенствовать свои профессиональные умения (расширять список контактов).
- Продолжать обучение (повышать свой статус в компании, посещать интересные события, не забывать о личностном росте).
- Поддерживать контакт со спонсором.
- Совершенствовать стратегию промоушена.
Находить покупателей можно, посещая разные организации, фирмы с подходящей целевой аудиторией, распространяя визитки, листовки, в том числе и через интернет (контекстная реклама, создание видеороликов, рассылки, онлайн-доски объявлений, работа в социальных сетях, рассылка через электронную почту), открыв свой блог. Стратегия создания не имеет ничего общего с хайпами – мошенническими финансовыми пирамидами, целью которых является обман.
Совет: чтобы привлечь больше покупателей, важно изучать стратегии коммуникации с потребителем, развивать в себе коммуникабельность, риторику, правильно выбирать целевую аудиторию.
Важную роль в успехе МЛМ-бизнеса играет результат поиска континуума между разными категориями сотрудников. Необходимо сформировать специфическое экономическое поведение, выработать общую систему ценностей, миссию своей организации или даже кодекса (пример: «Кодекс этики в MLM-компании», Международной Ассоциации Многоуровневого Маркетинга (MLMIA)). Благодаря этому у владельца появится возможность повысить эффективность работы, снизить вероятность ухода опытных сотрудников к конкурентам. Иногда для увеличения продаж маркетологи прибегают к ребрендингу – изменению бренда или его составляющих (логотипа, визуального оформления), его образа в сознании потребителя.
Некоторые инвесторы при наличии свободных средств решают вложить их в краудсорсинг (найти подходящий вариант можно на специальных краудсорсинговых площадках, например, на бирже Simex). Увеличить свой доход можно и с помощью ПАММ-счета (Сбербанк их не практикует), хотя этот способ считают весьма рискованным.
Возможности МЛМ-бизнеса
Важным преимуществом такого формата создания бизнеса является значительное сокращение финансовых трат на организацию розничных торговых точек, регулярные рекламные кампании, формирование штата сотрудников. Стратегию сетевого маркетинга эффективно используют компании мирового масштаба, например, Coca-Cola, Colgate, Gillette, Visa, Lipton, Ford, Canon, Sharp. Суть МЛМ-бизнеса заключается в реализации определенных товаров через несколько уровней. К конечному потребителю они попадают не через магазины, а с помощью дистрибьюторов. Они закупают товар по оптовой цене и самостоятельно реализуют. Выгода заключается в разнице между закупочной, розничной ценой и комиссионном вознаграждении продавца. Его базовые задачи:
- распространение информации о продукте, компании-изготовителе;
- консультации насчет возможностей создание МЛМ-бизнеса;
- бизнес-тренинги на тему сетевого маркетинга.
Главными преимуществами МЛМ-бизнеса являются возможность неограниченного заработка (как для владельца, так и для дистрибьютора), финансовая независимость, возможность развития своего дела практически без вложений. Но в то же время нужно быть готовым к возможным трудностям – нестабильность заработка (доход зависит от количества привлеченных покупателей, организаторских способностей, результатов обучения), высокая моральная нагрузка, необходимость материальных вложений. Несмотря на некоторые нюансы, работа в МЛМ-системе в большинстве случаев приносит успех, и человек уже не заботится о том, как экономить деньги при маленькой зарплате, ведь его финансовое состояние будет зависеть только от одного фактора –целеустремленности.
МЛМ-бизнес практически всегда приносит успех своему владельцу, участникам системы сетевого маркетинга. Увеличить доход и добиться карьерного роста получится даже без вложений. Но в любом случае необходимо постоянно работать над собой, использовать разные способы привлечения новых покупателей.