Хеджеры – стратегии и принципы деятельности

Слово «хеджировать» в переводе с английского означает «страховать», «ограждать», «оберегать». Абсолютно каждый из нас желает оградить себя от рисков. Такой метод действует на фондовом, валютном, товарном рынках, так как дает возможность сохранять средства и получать прибыль.

Хеджеры – кто это?

Хеджер – это участник биржевой деятельности, цель которого – осуществление финансовых операций и защита от риска изменения стоимости. Данное действие принято называть хеджированием.

Многие производители, компании, продающие сырье и предоставляющие услуги, торговые фирмы, финансовые учреждения приходят на рынки, чтобы минимизировать или передать другим участникам ценовые риски базовых активов, которые лежат в основе срочного договора, с целью гарантирования прогнозируемой прибыли.

Заключение срочного соглашения дает возможность застраховаться от резкого колебания цен на ресурсы или на финансовые активы (изменение котировок акций, фондовых индексов), от роста стоимости сырья, от изменений курса валюты.


В роли хеджеров выступают:

  • финансовые организации (банки, инвестиционные фонды), которые применяют фьючерсы для распределения денежных потоков;
  • авиакомпании, которые используют производственные механизмы на товарном рынке для исключения неопределенности с колебанием цен на топливо в будущем;
  • добывающие и производственные предприятия, фермы, страхующие себя от ценовых изменений на товарном или сырьевом рынке;
  • транснациональные корпорации, которые снижают риски при помощи производственных финансовых инструментов (опционы, варранты, фьючерсы, форварды).

Что такое хеджирование рисков?

При работе на современном рынке всегда возникает риск роста (снижения) цен. Чтобы исключить такие недостатки, владелец бизнеса может застраховать товар. Процесс страхования (хеджирования) основан на нейтрализации неблагоприятных изменений цен базового актива для покупателя или продавца, которые не указывается в справке 3-НДФЛ.

Хеджирование предполагает перенос рисков колебания цены с одного лица (хеджера) на другого (спекулянта). Бывают и другие схемы, в которых с обеих сторон выступают два хеджера, один страхуется от роста цен, другой – от снижения.

Чтобы провести процедуру хеджирования, оператор рынка должен иметь возможность реализовать свою продукцию по гарантированной и приемлемой стоимости для него. Для этого ему нужно продать фьючерс. Если на момент продажи стоимость на базисный актив увеличится и оператору удастся продать его на рынке, он получит компенсацию на бирже срочных контрактов. Если же цены снизятся, утраченный доход на бирже компенсирует потери на рынке реального товара.

Принципы и история возникновения хеджеров

В древней Японии, которая специализировалась на сельском хозяйстве, доход населения зависел от погодных условий. От осадков — урожай, а от него – стоимость продовольствия.

Фермеров, которые занимались выращиванием риса, не устраивала такая зависимость, и они желали быть уверенными в завтрашнем дне. Невозможность предсказать ближайшее будущее не устраивала трудолюбивых и рассудительных японцев, и они придумали метод застраховаться от неблагоприятной погоды.

Представьте себя на месте жителя Японии – если урожай будет богатым, стоимость риса снизится. Но незнание вас не устраивает, непонятно, как рассчитать выручку от продаж, и вы придумываете следующую схему: независимо от урожая, фермер и покупатель подписывают договор по фиксированной стоимости.

Приходит время сбора риса. Возможны три варианта:

  1. рыночная стоимость больше, чем указанная в договоре – фермер в проигрыше, но обязуется продать товар дешевле, так как указанно в сделке;
  2. цена ниже, чем в контракте – фермер доволен, покупатель же мог приобрести рис дешевле, но вынужден соблюдать условия договора;
  3. рыночные цены не отличаются от оговоренных.

Такой договор является прототипом современного фьючерса, а осуществленную сделку можно считать хеджированием. Из данного примера видно, что, благодаря процессу хеджирования, можно застраховать себя от риска роста/снижения цены. Но учтите, минимизировав риск, мы уменьшаем возможный доход (как и при любой сделки трейдера).

Совет: хеджер также руководствуется основным правилом инвестирования – чем больше риск, тем больше возможна прибыль.

Если произойдет неблагоприятный случай, от которого была застрахована сделка, компания не потерпит убытки. Но за такую страховку нужно платить – при благоприятном случае придется отказаться от части заслуженного дохода, который бы попал в руки предпринимателя, не выполнив бы он сделку хеджирования.

Прибегая к услуге хеджирования, приходится экономить на своем доходе, при этом компания застрахована от убытков и всевозможных рисков, которые сложно предугадать. Поэтому нужно понимать, что подобные операции ориентированы на минимизацию убытков, но не на рост доходности проекта.

Инструменты хеджеров

Для своей работы хеджеры используют различные финансовые инструменты, основные из них – это опционы и фьючерсы. Они представляют собой соглашение или право на покупку/продажу определенного актива в указанное время и по фиксированной стоимости. Для выполнения операций хеджер должен знать отличие опциона от фьючерса.

Рассмотрим операции хеджирования на основе примеров.

Пример 1: вы купили акции металлообрабатывающего завода, в долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют его рост. Но, боясь, что в ближайшем будущем цены упадут, вы хеджируетесь от неблагоприятных явлений, покупая опцион, в котором указывается цена продажи акции. Если все опасения оправдаются и стоимость акций металлообрабатывающего завода резко упадет, вы сможете продать ценную бумагу по оговоренной стоимости, которая прописана в опционе.

Пример 2: компания-производитель чипсов желает застраховаться от роста цен на картофель. Для этого она может заключить фьючерсный контракт с продавцом сельскохозяйственных культур, в котором указанна цена, по которой в будущем будет осуществлена сделка. Если ко времени покупки картофель подорожает, это никак не отразится на финансовой деятельности производителя чипсов. Если же стоимость на картофель упадет, фирме придется переплатить и выполнить сделку.

Стратегии хеджеров

Стратегии хеджеров – это разнообразные финансовые инструменты, которые направлены на минимизацию ценовых рисков. Они отличаются от коммерческих сделок дилинга. Абсолютно все стратегии основаны на динамике цен на реальном рынке и заключении фьючерсных контрактов, в результате чего участники могут возместить убытки, которые понесли вследствие экономических, политических или просто погодных изменений.

Выделяют два вида хеджеров – хедж покупателя и хедж продавца. Хедж покупателя применяется в случае, когда бизнесмен желает в будущем приобрести партию продукции и хочет минимизировать риск роста цен. Хедж продавца используется в противоположном случае – при желании уменьшить риск снижения роста стоимости товара в будущем.

Затраты хеджера сравнительно низкие по сравнению с возможными убытками, которые могут возникнуть при любых обстоятельствах. К примеру, российскому предприятию для хеджирования риска падения рубля по отношению к доллару нужно было отвлечь от хозяйственных операций 4-6 миллионов долларов. Но управленцам компании такие деньги показались слишком большие, вследствие чего они отказались страховать операции. В результате их убытки за два года составили 200-250 миллионов долларов.


Преимущества хеджирования

Несмотря на финансовые затраты хеджеров и разнообразные трудности, с которыми менеджеры могут столкнуться при желании застраховать себя от ценовых рисков, роль хеджирования достаточно большая:

  • минимизация рисков, связанных с колебанием цен на ресурсы, сырье, готовую продукцию;
  • возможность освободить ресурсы фирмы и помочь менеджерам сориентироваться на ключевых задачах бизнеса;
  • хеджеры не пересекаются со стандартными хозяйственными операциями и дают возможность защищать бизнес без необходимости корректировать политику запасов;
  • хеджирование дает уверенность в завтрашнем дне, что позволяет привлекать кредитные средства.

Сохраните статью в 2 клика:


В мировой практике деятельность хеджера давно стала неотъемлемой частью предпринимательской деятельности крупных предприятий. Хеджирование – это снижение риска изменения цен, страховка от денежных потерь компании. Хеджеры страхуют себя от колебаний цен на мировом рынке на продукцию, валюту, ценные бумаги, финансовые инструменты. Как правило, хеджирование осуществляется с помощью опционов и фьючерсов.