Техники продаж — как пользоваться волшебными приемами?

Вы торгуете товарами высокого качества и по приемлемой цене, но посетители вашего магазина не всегда покидают его с покупкой? Вы предлагаете выполнение работ на отличном профессиональном уровне, но многие клиенты уходят, не заключив сделку? У вас широкий спектр бытовых услуг, оказываемых в оптимальные сроки и недорого, но потенциальные заказчики зачастую выбирают других исполнителей?

Конечно, чтобы повысить продажи в розничной торговле либо же в оптовой, чтобы увеличить объем реализации услуг или работ, нужно проводить определенную стратегию продвижения на рынке, маркетинговые мероприятия, рекламные кампании… Однако существует еще один важный момент, который многие предприниматели оставляют «на потом», не уделяя ему должного внимания. И из-за такого подхода страдает бизнес в целом, огромные усилия сводятся «на нет». Все вложения в маркетинг, рекламу, в качественный товар и улучшение сервиса могут «запороть» неумелые действия персонала.

Техники продаж важны и для самих менеджеров или продавцов. С их помощью намного проще справляться с профессиональными обязанностями, владение ими дает возможность рассчитывать на карьерный рост, повышение зарплаты, получение премий и бонусов.

Техники продаж — немного лирики

Когда речь заходит о том, чтобы при помощи обучения сотрудников (продавцов, консультантов или менеджеров) увеличить эти самые вожделенные объемы, а вместе с ними и прибыль, то первым делом на ум приходят «волшебные» техники. Мол, тот, кто ими владеет, способен околдовать клиента и «впарить» практически все что угодно, даже совсем ненужное. Учат всяким специфическим приемам крутые специалисты на семинарах, тренингах, вебинарах, причем за большие деньги.


Это распространенное мнение нельзя назвать абсолютно правильным. Действительно, существует масса информационных материалов, книг по теме, компаний, специализирующихся на обучении персонала. Но если честно, при их создании первым вопросом было то, как быстро разбогатеть в России с нуля, получив деньги с жаждущих научиться продавать. Ни одна техника не способна сделать из человека успешного продавца, если он не подходит на эту роль по объективным причинам.

Основные качества продавца

Классический перечень характеристик успешного продавца нужно знать и тому, кто желает стать представителем этой профессии, и тому, кто нанимает персонал. Ошибочное решение и в том и в другом случае может тянуть за собой целый шлейф неприятных последствий, начиная от неудач на профессиональном поприще, заканчивая убытками в бизнесе.

Признаки перспективного продавца:

  • Речь. Здесь просто необходим обширный словарный запас, чистый литературный язык, отсутствие жаргонизмов, диалектизмов и подобного. Для этой роли совершенно не подходит образ Эллочки-людоедки с ее тридцатью словами для выражения всех эмоций. Продавец должен иметь хорошо «подвешенный» язык, чтобы донести свою мысль до любого покупателя.
  • Внешность и голос. Давайте смотреть на проблему честно. К сожалению, как бы ни неприятно это звучало, какие-либо ярко выраженные физические недостатки, отталкивающие или вызывающие негативную реакцию окружающих, являются тем фактором, что преграждает путь в профессию. Но если продажи связаны только с удаленным режимом (телефонные, через интернет), то внешность вообще не важна, на первый план выходит голос. Он должен быть мелодичным, а дикция – отменной. Также нельзя забывать, что профессия «реального» продавца, который работает «на земле», требует опрятного вида. Нечищеная обувь, мятые брюки, несвежая рубашка или блузка, безвкусное сочетание цветов в одежде и подобные вещи отнюдь не добавляют симпатий.
  • Интеллект. В роли продавца сложно представить человека, который с трудом овладел калькулятором и не может запомнить все функции определенной модели мультиварки. То есть для этой профессии нужен тот, кто легко справляется с большим объемом информации, без труда расскажет, что такое рибейт и как он повлияет на конкретную закупку, а также какую выгоду покупателю сулит действующая акция.
  • Интерес к профессии. Вряд ли можно успешно продавать товар или услугу без глубоких знаний о предмете реализации, как и продвинуть группу в Вконтакте, не понимая нюансов процесса. А для изучения предмета торговли требуются серьезные усилия, которые прилагать без всякого интереса или любви к своей работе вряд ли кто-то будет. Конечно, заучить инструкцию к пылесосу можно и не проявляя особой приверженности к профессии. Однако рассказать о нем так, чтобы его захотелось купить, обосновать цену, показать все выгоды приобретения сможет только тот, кто действительно любит сам процесс продаж.
  • Коммуникабельность. Для продавца умение нравиться людям, причем незнакомым и желательно с первого взгляда и пары незначительных фраз, неимоверно важно. Это основная составляющая успеха в продажах. И здесь не имеет значения ни товарная категория, ни величина торговых площадей, ни схема коммуникации с клиентом. Если тот, кто должен предлагать товар или услугу, не умеет найти подход к покупателю, чувствует себя не в своей тарелке, если ему предстоит общение с незнакомцем, попросту боится людей – он не должен выбирать эту профессию.
  • Стрессоустойчивость. Продавцу нередко приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, грубостью, прямыми оскорблениями в свой адрес. Однако должность требует следовать определенному своду правил, где необходимость сохранять вежливость в любом случае стоит на одном из первых мест. Тут нужно уметь находить варианты погашения конфликта, причем действовать согласно ситуации и учитывать психологические типажи. Где-то подойти с юмором для разрядки напряженности, где-то перейти на чуть более строгий тон, где-то найти другое решение. И уж точно продавец должен обладать определенным запасом психологической прочности, чтобы после очередного отказа не сдаться и продолжать выполнять свои профессиональные обязанности.

В портрете идеального продавца также присутствуют чувство такта, разумная настойчивость, умение распознавать потенциального клиента на свой товар, знание психологии, хорошая обучаемость и многое другое.

Совет: это касается владельцев бутиков и магазинов, а также тех, кто подбирает обслуживающий персонал в заведения общественного питания. Не стоит стремиться собрать команду продавцов или официантов из девушек модельной внешности с ногами от коренных зубов. Зачастую это может вызвать обратную ожидаемой реакцию. Только представьте, как будет себя чувствовать женщина средних лет и уже утратившая идеальные формы, пришедшая выбирать себе блузку, если в ее примерочную будет периодически заглядывать молоденькая красотка, помогая в выборе и принося очередную модель. Поэтому учитывайте особенности своего бизнеса, его целевую аудиторию, нюансы товара и подбирайте персонал таким образом, чтобы ваши клиенты могли чувствовать себя уютно и комфортно.

Нужно понимать, что найти «правильный» и опытный персонал намного сложнее, чем придумать идеальное название магазина детской одежды. Иногда лучше брать новичков и их обучать.

Эффективные техники продаж — раскрываем секреты

Как и бизнес-идей в сфере развлечений, так и техник продаж существует немало. Рабочими можно назвать принцип «трех да», прием запугивания, технику НЛП, активное слушание и многие другие.

Классика жанра или основная схема

Классическая техника состоит из 5 этапов:

  • Контакт. Для его установления обычно достаточно минуты-двух. Легкий комплимент (без унизительного подхалимажа), искренняя улыбка, дружелюбное приветствие – таких элементарных действий вполне достаточно.
  • Определение потребностей. На этом этапе важен учет специфики. Если это активные продажи какого-либо определенного товара, то следует выяснить, нужен ли он потенциально конкретному клиенту. Если это формат магазина, салона, бутика, то зашедший в него человек сделал это явно не случайно. Конечно, в случае сильного ливня на улице такое утверждение будет не совсем стопроцентно верным, но ведь не каждый день идет дождь. И тут нужно «включать» понимание типа клиента. Если тот точно знает, что хочет, уверенно идет к нужному отделу, то не стоит навязываться, нужно просто дать понять, что продавец готов прийти ему на помощь по первому требованию. Если же покупатель растерялся и явно нуждается в подсказках – это следует делать немедленно.
  • Презентация. Перечисление функций мультиварки отнюдь не покажет ее лицо. Гораздо лучше это сделает демонстрация. Удар ногой в ботинке по оконному стеклу намного ярче покажет его прочность, чем перечень физических характеристик, прочтенный клиенту.
  • Работа с возражениями. Во многих информационных материалах можно встретить классическую рекомендацию по работе с возражениями в виде согласия с клиентом. Если он говорит, что товар неплох, но дорого стоит, продавец должен продолжить разговор фразой типа «да, но …» и в части своего возражения предоставить обоснование цены. Это могут быть какие угодно аргументы в пользу товара. И здесь есть одна важная деталь. Нужно хорошо знать предмет продажи и его сильные стороны.

Совет: профессия продавца иногда заводит человека на скользкую тропу. Это происходит в том случае, если ему приходится торговать некачественным продуктом. Если нет желания идти на сделку с совестью и предлагать покупателю чайник, который потечет после второго использования, или футболку, что полиняет после первой стирки, следует тщательно выбирать место работы. Да и продавать качественные вещи или услуги намного проще, ведь уверенность в выгодности приобретения передается на эмоциональном уровне.

  • Заключение сделки. Этот этап – оформление покупки и окончательная доработка деталей.

Техника СПИН и ее ключевые моменты

СПИН-техника наиболее эффективна при переговорах, где предметом продажи является не товар в ассортименте, а что-либо конкретное. Она используется менеджерами, занимающимися активными продажами в сфере B2B, хотя может применяться и в других случаях. Ее отличительная особенность в том, что презентация товара проводится только после момента выяснения ситуации клиента, формирования потребности и ее четкой прорисовки.


Этапы СПИН-техники:

  • анализ ситуации клиента, ее оценка и выявление проблемы;
  • побуждение к обсуждению проблемы и последовательное, совместное с клиентом, формирование потребности в предлагаемом товаре/услуге;
  • акцентирование внимания клиента на существовании проблемы и необходимости нахождения варианта ее решения;
  • показ возможностей для закрытия проблемы путем приобретения товара/услуги.

Сохраните статью в 2 клика:


Собственную тактику общения с клиентом следует выбирать самостоятельно, учитывая специфику товара, версию контакта, личные предпочтения. Здесь необязательно четко следовать методикам, выполняя каждую деталь, произнося все заученные фразы – такой подход далеко не самый лучший. Хотите понять, как быстро заработать деньги в Москве или в Чекалине, самом маленьком российском городе, сделав карьеру продавца или же построив бизнес – ищите свой путь и подходы к клиентам, позволяйте себе похулиганить. Вспомните удар ногой по стеклу, сделанный менеджером по продаже пластиковых окон. Он этим убеждает 90% своих клиентов, и они уходят с покупкой. Эффектный прием иногда позволяет завоевать рынок и получить прибыль.