Как отозвать доверенность?
Содержание
Множество жизненных обстоятельств часто не позволяют человеку самому совершать определенные действия, например проводить различные сделки, получать и подавать какие-либо документы. В таких случаях закон дает возможность вести свои дела через представителей, полномочия которых подтверждаются специальным документом – доверенностью. Но бывает и так, что необходимость в представителе отпала, а полномочия продолжают действовать. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо аннулировать доверенность.
Когда нужен отзыв доверенности?
Необходимость отозвать доверенность на представление интересов возникает в самых разных случаях:
- Исполнение действий, на которые она выдавалась;
- Возникновение ситуации, когда доверенное лицо не может больше действовать в интересах доверителя;
- Недобросовестное поведение доверенного;
- Желание доверителя.
Закон не содержит каких-либо ограничений по возможности отозвать доверенность. Для этого достаточно только желания лица, её выдавшего. Причем отзыв возможен в любое время: с момента выдачи до окончания срока действия доверенности.
С точки зрения коммерческой деятельности, отменить доверенность необходимо во всех случаях, когда сотрудник, на которого она была оформлена, уволен либо переведен на другую должность, где не требуются дополнительные полномочия. Например, если человек больше не работает кассиром предприятия, то нет необходимости сохранять действие доверенности на снятие наличных с расчетного счета ООО.
Важно: срок действия доверенностей, а также контроль за их отменой – важный элемент защиты бизнеса. Российская деловая практика знает множество примеров, когда рейдерский захват компании начинался с не отмененной вовремя доверенности.
Как аннулировать доверенность?
Отменить доверенность достаточно просто – необходимо подготовить уведомление об её отзыве и направить данный документ доверенному лицу, а также иным лицам, которых затрагивают полномочия в доверенности. Уведомление об отмене делается всегда в письменном виде и вручается под роспись доверителю. Если возможности вручить уведомление лично нет, то оно направляется заказным письмом по адресу, указанному в доверенности.
С момента оповещения доверенный обязан передать доверенность доверителю, в противном случае у доверителя есть право обратиться в правоохранительные органы с заявлением, что все операции, совершенные после даты уведомления, являются недействительными, а в действиях бывшего доверенного усматриваются признаки состава преступления – мошенничества.
Следует помнить, что оповещение доверенного лица об отзыве доверенности является обязанностью гражданина. И если он не уведомил об отзыве должным образом, то все действия, совершенные доверенным, будут считаться легитимными (вне зависимости от того, что к этому времени уже было написано уведомление об отзыве). Например, руководитель компании принял решение отозвать доверенность у менеджера по снабжению, секретарь подготовил уведомление, но не вручил его менеджеру. На следующий день менеджер заключил договор на транспортные услуги по перевозке грузов с новым исполнителем, заказал перевозку и подписал акт оказанных услуг. Компания будет вынуждена оплатить услуги по акту, так как менеджер не знал, что доверенность на подписание документов у него отозвана.
Уведомление об отзыве доверенности допускается сделать и в устной форме, но при условии, что оно делается лично доверителем и лично доверенному. В таком случае доверенное лицо должно незамедлительно передать доверенность и выдать расписку, что оно уведомлено об отзыве доверенности. В расписке необходимо указать данные сторон, а также дату и точное время отзыва. Последнее необходимо в случае оспаривания сделок.
К примеру, доверенность была отозвана 5 декабря 2017 года в 15:20 по местному времени, что было отражено в расписке доверенного. В этот же день он подписал акты по договору субподряда на оказание услуг, по которым доверитель должен был выплатить субподрядчику значительную денежную сумму. Доверитель же отказался платить, мотивируя это тем, что доверенный не имел уже полномочий на подписание документов. В ходе судебного процесса было установлено, что подписание актов на оплату происходило в период с 10:00 до 11:00, то есть в то время, когда доверенный не знал и не мог знать, что действие доверенности будет прекращено. Суд учел данное обстоятельство, признал совершенные доверенным действия до 15:20 законными и обязал доверителя оплатить услуги субподрядчика.
Оповещение третьих лиц можно осуществить посредством публикации об аннулировании доверенности в печатных СМИ, а также путем направления заказных писем всем заинтересованным лицам.
Совет: всегда необходимо проверять подлинность представленной вам доверенности. Если это нотариально заверенный документ — то сделать это получится через специализированный онлайн-сервис. Обычные же доверенности можно проверить у лиц, их выдавших, либо попросить поверенного предъявить дополнительные документы, например копию паспорта доверителя.
Как отозвать доверенность, удостоверенную нотариусом?
Отозвать доверенность, удостоверенную нотариусом, ничуть не сложнее, чем простую. Для этого необходимо обратиться к любому нотариусу с двумя документами:
- Паспорт;
- Уведомление об отзыве.
Уведомление можно приготовить самостоятельно по образцу (либо обратиться за помощью к юристу). Далее необходимо оповестить доверенное лицо. Это можно сделать самостоятельно, а можно также через нотариуса. Во втором случае нотариус сам оповещает доверенного, забирает у него доверенность и передает ее доверителю.
Возможно отозвать нотариальную доверенность и в ином порядке. Сначала направить уведомление доверенному, получить у него расписку о получении и сам документ. А после этого — обратиться со всеми документами в нотариальную контору. После проверки всех документов на соответствие нормативным требованиям нотариус внесет информацию о прекращении действия в специальный реестр доверенностей.
Уведомление об отзыве доверенности — образец
Между отзывом простой письменной доверенности и доверенности, заверенной нотариусом, разницы практически нет, как почти нет разницы между контрактом и договором. И в том и в другом случае содержание уведомления об отзыве будет схожим. Данный документ должен содержать следующую информацию:
- Наименование доверителя;
- Реквизиты доверенности: дата выдачи, номер;
- Наименование и данные доверенного с указанием его полномочий;
- Дата отмены доверенности.
Сохраните статью в 2 клика:
Оформление доверенности всегда носит добровольный характер, поэтому закон не ограничивает доверителя в возможности в любой момент прекратить полномочия доверенного, а в ряде случаев это просто необходимо. И от правильного оформления уведомления зависит множество правовых последствий, поэтому не стоит пренебрегать установленным порядком аннулирования доверенности.