Бизнес без инструментов и ощутимых физических усилий… Требуется лишь красиво объединять слова в группы. На первый взгляд, это кажется утопией, но речь идет о востребованном виде деятельности. Конечно, чтобы научиться писать статьи, потребуются компьютер, выход в Интернет и некоторые качества. Но если контент-менеджер должен еще и организовать работу подконтрольных ему исполнителей, то копирайтеру и журналисту остается только создавать уникальные и интересные тексты.
Итак, чтобы научиться правильно писать статьи, рассмотрим всего семь шагов. Это будут одновременно и план работы, и секреты успеха в ней. Если вы настроены быть лучше других, а не просто трудиться «как-нибудь», этот материал для вас.
Как правильно писать статьи?
Информации вокруг нас очень много. Мы не читаем всё подряд, а подходим к выбору материала избирательно. Из-за такого множества сайтов и периодических изданий люди стали более требовательны. Читают обычно самое интересное, важное или актуальное в конкретный момент времени. Именно поэтому потребуется инструкция, о которой пойдет речь ниже.
Выбор темы
Одно дело, когда вы работаете строго под заказ. Тогда тема и некоторые ее особенности обсуждаются с заказчиком — редактором, веб-мастером или контент-менеджером. Но если вы хотите писать под будущую продажу, возможно, потребуется изобретательность в выборе темы. Что важно понимать?
Во-первых, то, что актуальность темы напрямую зависит от того, насколько она прибыльна и интересна другим в данное время. Во-вторых, легче писать на те темы, в которых вы разбираетесь, в идеале — обладаете экспертными знаниями и способны не подсматривать в другие источники. Какой следует вывод? Пишите на популярные или любимые темы.
Совет: когда составляете статью на близкую вам тему, лучше брать не слишком общую, а более частную. Например, автомобилисты делают не просто описание машины, а разъясняют особенности генератора какой-нибудь марки и его ремонта.
Более выгодный путь — исходить не из своих предпочтений, а из интересов потребителей информации. Впрочем, если вы окажетесь экспертом и в популярных сферах деятельности, вообще отлично. Вот примеры тем, которые пользуются спросом:
- строительство и ремонт;
- компьютеры и гаджеты;
- автомобили и запчасти к ним;
- путешествия и туризм;
- недвижимость и юридические услуги;
- красота, здоровье и медицина;
- финансы и банковская система;
- Интернет, продвижение и раскрутка сайтов.
Здесь перечислены только темы информационного типа статей. Коммерческие оплачиваются лучше, но пишутся по техническому заданию для конкретной компании или определенного предпринимателя.
Важно: есть темы, на которые писать проще, но и платят за них копейки. Например, это отзывы за деньги или рецепты. Такой вариант больше интересен новичкам, но зацикливаться на нем не рекомендуется, иначе вы рискуете никогда не выйти на нормальный уровень дохода.
Выбор названия
Заголовок (название) — половина успеха статьи. Его цель — заинтересовать. Это своего рода крючок, наживка. Без этого даже хорошая статья может показаться безликой и утонуть в общей массе.
Название имеет значение для всего: для конфет, колбасы или гаджета. Помня фразу капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», многие думают, как назвать фирму, чтобы она была успешной. Но это больше касается выбора звучного слова. А для копирайтера в приоритете умение найти броскую фразу или предложение
Важно: сейчас главный критерий успешности заголовка — не яркость, креативность или игра словами, а информативность. Поэтому длинные, но содержательные заголовки смотрятся выгоднее игривых, рифмованных или видоизмененных цитат.
При выборе заголовка думайте о целевой аудитории и о типе текста. Для инструкции или описания не нужно особенно изощряться: просто описывайте суть статьи в нескольких словах. При этом ценится умение использовать цифры: сколько шагов, способов или фактов вы предлагаете узнать. Это поможет читателю понять, что информация будет структурированной. Один из примеров — название этой статьи. Или возьмем тему отношений: «3 пути к сердцу мужчины». Интригует!
Совет: всегда используйте триггеры в той или иной форме. Триггер в данном контексте — это «спусковой крючок» для сознания. То, что заинтересовывает и мотивирует к действию: к прочтению или к покупке.
Вот некоторые способы придумать интересный заголовок в зависимости от темы и сферы информационного поля:
- Для продающего текста: конструкция «Если… то…». Причем длинный заголовок даже предпочтительнее — об этом говорят исследования. Пример: «Если у вас есть 15 минут в день, то через месяц обучения вы сможете выучить английский».
- Для новостей обычно используют вопросы или слова, вызывающие сильные эмоции, задевающие основные потребности и чувства человека: страх, любопытство, желание что-то иметь. Можно заинтриговать вопросом, а в статье дать ответ. Пример: «Чем начальник провинциальной компании смог удивить Президента?» (любопытство). Или так: «Из-за чего мир проживет не более 30 лет?» (страх).
- Для статьи, где глубоко раскрывается актуальный вопрос, нужно четкое обозначение проблемы, а затем намек на способ ее решения. Четко сформулируйте для себя, что вызывает у читателей боль, раздражение и недовольство. И тоже не стоит стесняться вопросов. Например: «Отношения в семье накаляются? 3 способа подавить гордость и спасти брак». Или: «Кого никогда не уволят? Секреты работодателей».
- Если сайту важна хорошая конверсия или удержание внимания каждого посетителя, рекомендуется создавать эффект дефицита либо уникальности. Можно сразу намекнуть, что предложение действует ограниченное время или что такую информацию вы не прочитаете нигде. Примеры: «Бизнес-идеи, которых нет в России», «Как сэкономить 3000 рублей на том, что вы все равно купите?».
Как видим, желательно активно использовать слова, вызывающие интерес и призванные «зацепить» аудиторию. Они сейчас постоянно мелькают перед глазами, когда мы ищем информацию: шок, секрет (тайна), способ, возможность и т.д.
Поиск информации
Этот шаг подобен поиску хорошего продукта: подсунуть могут что угодно, будьте осторожны и внимательны. Да, как ни странно, здесь пригодятся критические способности. Не каждый источник содержит качественную информацию. Следите также за ее актуальностью.
С другой стороны, ищем мы, как правило, интуитивно. Исследуем первую страницу выдачи поисковиков по запросу, закрываем сайты, которые вызывают недоверие или активизируют раздражение. Такого порядка (за редким исключением) и стоит придерживаться. А если вы ищете информацию в периодических изданиях или книгах, изначально отдавайте предпочтение более авторитетным.
Важно: энциклопедии авторитетнее периодических изданий, так как у их составителей больше времени на проверку информации. Также критерием отбора СМИ как источника должны быть не только тираж и популярность, но и частота выхода издания. Ежегодные надежнее ежемесячных, еженедельные — ежедневных и т.д. Причина та же: время на обработку данных. Чем его меньше, тем больше ляпов и сомнительных сплетен.
Составление плана
Это скелет вашего текста. И гарантия его хорошей структуры. Можно использовать не только главные, но и дополнительные подразделы: 1, 2 (а, б, в), 3…
Если упустить данный пункт, можно легко забыть сказать нечто важное или, наоборот, повторить одну и ту же мысль. При составлении плана преследуйте цель раскрыть тему полно и в порядке, который окажется логичным для человека.
Написание текста
Теперь можно садиться писать статью. Держите в голове несколько мыслей:
- Раскрывайте тему лаконично и просто, но полно. Это главные тренды современного информационного поля. Если за многословием теряется мысль или читателю остается еще что-то «гуглить», текст провальный. Его, вероятно, даже не дочитают.
- Структурируйте мысли для легкости чтения. Это как поездка с плавными поворотами в нужном месте.
- Включайте наглядные примеры. Они позволяют мыслить в картинках и задействуют эмоциональную память.
- Представляйте, что рассказываете что-то близкому другу. Если понимаете, что вас сейчас вот-вот перебьют и попросят говорить по сути, выбрасывайте мысль. Если воображаемый друг задает вопрос, сразу отвечайте на него.
- Помните о том, куда пишете и кто будет читать статью. Рассмотрим на примере. Одно дело — написать статью в журнал. Там аудитория заинтересована в теме, останется только подогревать интерес, рассказывая увлекательно. И совсем другое — написать статью для сайта, где вы используете слова из поисковых запросов. Человек-то выйдет на этот текст через Гугл или Яндекс, но насколько интересно ему будет оставаться на странице, всецело зависит от вас. То есть усилий требуется еще больше.
- Помните о чувстве стиля: читатель хочет видеть в статье личность автора, достойного доверия. Он боится быть обманутым и желает убедиться, что статья представляет собой не записки кэпа, а ценный документ, созданный благодаря чужому опыту.
- Не забывайте об уникальности. Если берете за основу какой-то источник, переписывайте своими словами: меняйте структуру предложений, заменяйте слова синонимами, добавляйте свои мысли, отсеивайте ненужную шелуху.
И еще. Нам всем требуются напоминания в отношении организации труда. Когда будет одолевать лень, не помешает повторить принципы тайм-менеджмента.
Редактирование
Если написать интересную статью, редактирование принесет одно удовольствие. Этап включает следующее:
- Поиск ошибок и опечаток. При исправлении моментов, которые подчеркивает программа (текстовый редактор), но вам непонятных, используйте надежные источники, например сайт gramota.ru — Библию русской орфографии. Если вопросы касаются пунктуации, ищите правила и вспоминайте названия частей речи, а также членов предложения.
- Удаление лишних слов. Если слово удаляется без потери смысла — мужественно режьте. А как же оплата за количество символов? Наплюйте на нее. Репутация автора дороже.
- Замена повторяющихся слов синонимами или их удаление. У многих есть свои слова-паразиты: у кого-то «можно» и «нужно», у других «было», «быть», «будет», у третьих «вы» и «вас». Порой требуется заменить специальный термин, чтобы поисковый алгоритм не принял его за переспам, а у читателя не заболела голова.
- Неуникальные фрагменты легко найти при помощи специальных программ — они подсвечиваются. Если уникальность получилась низкой, некоторые из них или все следует переписать другими словами.
- Добавление уточняющих слов и фраз в местах, которые могут оказаться непонятными или вызвать дополнительные вопросы.
А если вы видите, что требуется расшифровать какой-то пункт подробнее? Об этом речь пойдет дальше.
Внесение дополнений
Чего не хватает тексту? Вот этот вопрос должен волновать вас, когда переходите к последнему этапу редактирования. Дополнения — это предложения, объясняющие детали после того, как сказана суть. Это то, что не оставит места для двойной трактовки того или иного пункта повествования.
Качества, необходимые для написания интересных статей
Для написания интересных статей потребуются усидчивость, работоспособность, грамотность (при написании), внимательность (при вычитке), избирательность (при поиске информации)… Это то, что поможет на первом этапе. Но еще не обойтись без настойчивости, поскольку не все будет получаться сразу. Часто потребуется доработка. Важно упорно улучшать стиль.
Кстати, качества нужны не только профессиональные, но и обычные, человеческие. Работать-то придется с живыми людьми, которым может что-то не понравиться. Или которые не умеют сформулировать четко свои требования. В каких-то случаях лучше просто смириться, подавить самолюбие, переделать. А в других, напротив, руководствуясь чувством собственного достоинства, отказаться от работы. Это уместно, если заказчик не знает, чего хочет. Или платит ниже той суммы, за которую вы готовы работать. Вот что еще пригодится:
- Пунктуальность — статьи надо сдавать вовремя. Сроки оговариваются с заказчиком, их еще называют дедлайном (от английского слова deadline).
- Способность анализировать информацию. Насколько источник достоин доверия? Нет ли опечатки? Как проверить те или иные данные? Постоянно держите в голове эти вопросы
- Уверенность в своих силах. Научиться такой работе реально. Вопрос только в том, сколько времени это займет и не сдастся ли человек на полпути.
- Любовь к делу. С другой стороны, зачем себя мучить, если нет ни желания, ни даже малейших склонностей; если можно заработать больше, торгуя на рынке, делая ремонты или убирая помещения? Это касается всех профессий, ну а в нашем случае любить нужно слово и людей, для которых пишете.
Часто тексты заказывают с учетом необходимости сделать внутреннюю оптимизацию страниц, что отражается в техническом задании. Вписываются слова из семантического ядра, ключи и анкоры. В этом случае остается кропотливо и проницательно понять, зачем это нужно в глобальном смысле. И обязательно учесть в работе абсолютно всё, о чем попросили.
Теперь написание статей за деньги может стать для вас основной работой. Требования к текстам становятся всё более жесткими, а цены из-за обилия конкурентов не так высоки, как хотелось бы. Да, это не самый легкий хлеб, но людям с гуманитарным складом ума деятельность копирайтера или журналиста может понравиться. Если такой способ заработка вам подошел, всегда помните об упомянутых семи шагах и не сдавайтесь.