Рекрутинг – что это? Кто такой рекрутер и чем он занимается?

Как известно, кадры решают все, и это не пустые слова, ведь именно от того, какие люди работают в компании, какой микроклимат присутствует в коллективе, от профессионализма привлеченных сотрудников в конечном итоге зависит успех каждого предприятия.

Поиском людей для компаний-заказчиков занимаются рекрутеры, причем эти специалисты могут работать в кадровых агентствах или заниматься частной деятельностью (фриланс). Постараемся простыми словами рассказать, что такое рекрутинг и что входит в обязанности людей, занимающихся подбором персонала для организаций.

Что такое рекрутинг?

Под рекрутингом принято понимать процесс подбора кандидатов на определенные должности для их дальнейшей работы в различных организациях. Такие услуги предоставляют кадровые агентства, а также специализированные сайты в Интернете.

Грамотная работа специалиста по рекрутингу направлена на поиск квалифицированных кадров для различных компаний, способных значительно повысить эффективность рабочего процесса и производительность. В первую очередь это касается подбора специалистов руководящего звена, которые могут оптимизировать деятельность отделов и производственных подразделений организаций.

Почему профессиональный рекрутинг может существенно увеличить прибыль предприятия? Ответ прост – квалифицированные кадры способны четко выполнять поставленные задачи, а также находить пути оптимизации получения прибыли и правильно реализовывать их.

Одним из показателей успешности работы рекрутеров является создание лояльных взаимоотношений между руководством и коллективом. К примеру, если новый руководитель отдела (подразделения) подобран в соответствии с определенными критериями, организацию ждет успешное развитие, повышается ее статус, при этом материальное положение работников улучшается и в коллективе царит здоровая атмосфера. В случае неверного подбора нового руководящего работника нередко наблюдается постоянная смена сотрудников (текучка), качество менеджмента организации остается на низком уровне, к тому же некомпетентность кадров во многих случаях приводит к краху производства (банкротству). Вот почему подбор новых работников необходимо доверять рекрутинговым компаниям или частным специалистам, которые обладают соответствующей репутацией.

Рассмотрим критерии, по которым осуществляется поиск кадров для предприятий. Как только освобождается либо открывается новая вакансия, компания дает объявление, где описываются желаемые навыки кандидата на должность (соискателя), его профессиональные обязанности, уровень заработной платы и другая информация. Рекрутеры оценивают адекватность объявления об открытой вакансии, а также проверяют ее востребованность как внутри организации, так и на рынке труда в целом. На основании проведенной оценки составляются определенные условия, которым должен соответствовать кандидат для зачисления в штат фирмы. Подбор подходящих сотрудников для открытой вакансии может осуществляться при помощи:

  • поиска молодых специалистов для предприятий;
  • анализа способностей кандидатов из ближайшего окружения;
  • предложения интересных условий труда для особо ценных кадров;
  • проведения массовых кастингов на занятие определенной вакансии;
  • поиска специалистов по имеющимся базам рекрутинговых агентств.

Как правило, поиском молодых специалистов для предприятий рекрутинговые агентства занимаются, подбирая кадров из числа выпускников вузов или студентов старших курсов. Эта категория граждан практически не обладает опытом работы, тем не менее способна быстро обучаться. К тому же молодежь имеет большой потенциал и не требует огромных гонораров за свой труд.

Если рекрутинговая компания занимается подбором особо ценных кадров для предприятий, она может использовать процедуру хедхантинга. По сути, она представляет собой переманивание сотрудников, работающих в определенных организациях (фирм-конкурентов), путем предложения им выгодных условий, на которых компания-заказчик готова принять их в свой штат. Они интересны размером заработной платы, социальным пакетом, возможностью предоставления индивидуального рабочего графика и т.д.

Нередко медиакомпании проводят кастинги претендентов на замещение вакантных должностей диктора телевидения, радио либо ведущего определенного проекта. С победителем по окончании отборочных туров проводится собеседование, где и оговариваются условия сотрудничества.

Если требуется нанять большое количество персонала (рабочих, менеджеров), руководители организаций, как правило, обращаются в рекрутинговые агентства, которые располагают большими базами данных соискателей различных специальностей и уровней подготовки.

Нельзя не выделить такое направление в подборе кадров для предприятий, как диджитал-рекрутинг. Простыми словами его можно охарактеризовать следующим образом: рабочая сила подыскивается специалистами в социальных сетях. Ни для кого не секрет, что известные социалки давно уже перестали быть просто средством общения между людьми и превратились в мощный маркетинговый инструмент.

Важно: такие социальные сети, как Вконтакте, Инстаграм, Фейсбук и Линкедин, по охвату аудитории уже практически опередили телевидение и иные СМИ. По этой причине привлечение новых сотрудников в штат различных компаний путем создания тематических пабликов и проведения таргетированной рекламы считаются крайне эффективными.

Многие специалисты превращают свои аккаунты в социальных сетях в некое подобие сайтов-визиток, где информация о профессиональной деятельности человека изложена в виде резюме. Руководители и менеджеры рекрутинговых компаний просят соискателей указать ссылки на свои страницы в социальных медиа, что позволяет узнать о компетентности соискателя и выяснить, сможет ли человек занять вакансию, еще до начала собеседования.

Рекрутер – это кто?

Каждый человек, работая на различных предприятиях, неоднократно слышал такие названия должностей, как специалист отдела кадров, менеджер по кадровому консалтингу (работе с персоналом), консультант по кадрам, HR-менеджер. По сути, все эти должности можно назвать одним словом – рекрутер.

Чем же занимается такой специалист? К профессиональным обязанностям рекрутера следует отнести:

  • подбор работников для различных организаций в соответствии с требованиями к кандидатам;
  • обработку заявок от компаний-заказчиков;
  • построение профессиограммы (перечень требований к соискателям);
  • первичный поиск специалистов, которые подходят по ряду требований;
  • анализ профессиональных и личных качеств претендентов;
  • психологическое тестирование соискателей.

После проведения вышеперечисленных процедур рекрутер проверяет документы претендентов, а также информацию, которую они представляют о себе при анкетировании. Это проверка сведений о предыдущих местах работы, наличии документов об образовании и сертификатов о прохождении профессиональных курсов.

По окончании подбора работников на определенную должность рекрутер рекомендует выбранного кандидата заказчику (работодателю). Если соискатель по ряду причин не подойдет, в обязанности специалиста по персоналу входит замена претендента. Сюда же следует включить предоставление консалтинговых услуг организациям по работе с кадрами, оптимизацию производственного менеджмента, а также обучение и мотивацию новых сотрудников на предприятиях.

Рекрутер – это профессия, требующая от человека знаний по трудовому законодательству, экономике, основам менеджмента и социологии. К тому же такой специалист обязан быть хорошим психологом, уметь оценивать потенциал, профессиональные качества соискателя и уверенно владеть искусством ведения переговоров.

Как правило, компания по подбору персонала или рекрутер-фрилансер получают оплату за свою труд в тех случаях, когда рекомендуемые ими претенденты проходят собеседование в определенную компанию и устраиваются на работу. То есть деньги перечисляются на счет, как только свободная вакансия считается закрытой.

Отметим, что, если в роли специалиста по подбору персонала выступает фрилансер, он получает за свою работу полную оплату, работает по свободному графику, к тому же для деятельности не нужно снимать офис, поскольку для этого подойдет собственная квартира или любое другое удобное место. Помимо этого, специалисты, работающие индивидуально, сами выбирают заказчиков и не имеют начальников.

Рекрутинговое агентство – что это?

О том, чем занимаются рекрутеры, мы уже знаем. Теперь рассмотрим различные виды агентств по подбору персонала и методики, которые ими применяются для работы с соискателями:

  1. Executive Search. Этот вид рекрутинговых агентств работает по классической схеме, и их специализация сосредоточена на подборе руководящего состава для различных организаций. Любая фирма может обратиться в ES-компанию, если потребуется взять в штат опытного начальника отдела или производственного подразделения, директора, руководителя представительства в регионе. Такие рекрутинговые агентства также предоставляют услуги по поиску и подбору персонала, владеющего редкими специальностями. ES-агентства нередко содержат в штате иностранных консультантов, и сами сотрудники периодически проходят курсы повышения квалификации. Стоимость услуг таких компаний обычно составляет 20-30% от размера годовой зарплаты подобранного работника.
  2. Selection Recruitment. Данный вид рекрутинговых компаний предоставляет услуги по подбору рядовых специалистов, а также сотрудников среднего и высшего звена. При этом SR-агентства располагают большими базами данных, привлекают соискателей на различные должности посредством размещения рекламы в СМИ, поисковых системах и социальных сетях. На подбор работников обычно уходит порядка 1-5 недель, а размер стоимости их услуг колеблется в диапазоне 2-3 окладов сотрудников, которые будут зачислены в штат определенной компании.
  3. Скрининговые организации. Такие рекрутинговые фирмы еще называют поверхностными, поскольку они специализируются на первичном подборе кадров низшего и среднего звена для организаций. Скрининг-компании формируют базы соискателей путем поиска их резюме, размещенных в печатных изданиях и СМИ, на интернет-площадках и специализированных сайтах по поиску работы. Стоимость услуг таких фирм, как правило, не превышает размера 1 оклада будущего сотрудника фирмы-заказчика.

Сколько стоят услуги рекрутеров?

Выше мы рассмотрели примерную стоимость услуг рекрутеров. Что касается частных специалистов, то за привлечение линейного персонала руководителям предприятий придется заплатить сумму, равную половине месячного оклада соискателя. Если на работу необходимо привлечь топ-менеджеров и специалистов высокой квалификации, цены на услуги будут равны размеру 1 месячного оклада подобранного сотрудника. Также эта сумма может быть фиксированной по договоренности сторон. При подборе рабочих бригад компании нужно оплатить порядка 3-5 тыс. рублей за поиск новых сотрудников. При обращении к специалисту по хедхантингу, которому необходимо привлечь конкретного человека в компанию, стоит знать, что стоимость таких услуг оговаривается индивидуально с рекрутером и зависит от сложности выполнения поставленной задачи.

Советы по выбору рекрутингового агентства

Для начала необходимо определиться с бюджетом, который компания готова выделить на подбор кадров. Если обратиться в агентство, обрабатывающие заявки компаний по поиску штата работников, следует оговорить конкретные условия по оплате и требованиям к кандидатам на занимаемые должности.

Важно: подбор квалифицированных специалистов, особенно редких специальностей, стоит немалых денег. Нередко заказчики намеренно занижают размеры окладов, чтобы уменьшить оплату услуг рекрутинговых агентств. Поскольку специалисты компаний по поиску персонала хорошо ориентируются на рынке труда и знают, сколько могут получать те или иные специалисты, такие действия будут быстро выявлены, и агентство не сможет оказать помощь в поиске необходимых кадров.

При подборе рекрутера стоит учесть рекомендации знакомых и партнеров по бизнесу. Вероятно, они уже пользовались услугами компаний по подбору персонала и могут дать дельный совет. При самостоятельном выборе стоит учитывать престиж и отзывы об организации или частном исполнителе. Не стоит сбрасывать со счетов малоизвестных рекрутеров, ведь для выполнения заказа и наработки репутации они приложат максимум усилий.

Важно: самые известные фирмы берут за свои услуги порядка 20-30% от годового дохода кандидата. Менее раскрученные компании выполняют подобную работу за 10-15% от зарплаты соискателя. Обратите внимание, что большая часть рекрутеров работает по предоплате, и в случае отрицательной сделки деньги заказчику не возвращаются. Это связано с тем, что агентство защищает собственную выгоду от возможных рисков (к примеру, когда соискатель отказывается от принятия вакансии по определенным причинам).

Рекрутеры должны предоставлять гарантии бесплатного подбора кандидатов, если человек не подошел руководству фирмы. Также следует учитывать сроки выполнения заказа. Обычно на поиск менеджера среднего звена уходит порядка 2-3 недель, в то время как подбор руководящего состава может длиться более месяца.

Перед тем как сделать свой выбор, следует рассмотреть предложения нескольких организаций по подбору персонала. Не лишним будет провести переговоры с их представителями и проанализировать предоставленные договоры о сотрудничестве.

Повышение квалификации и обучение персонала являются обязательными процедурами на большинстве современных предприятий. По этой причине руководители фирм также обращаются в рекрутинговые агентства с целью поиска профессиональных коучей, бизнес-спикеров и высококлассных специалистов, которые могут провести занятия с персоналом.

Сохраните статью в 2 клика:


Основным активом любой организации являются ее кадры, поэтому вопрос обучения и подбор сотрудников является одним из главных. Поэтому поиск профессионалов следует доверять только проверенным рекрутерам.