Что такое стартап — виды, история и механизм реализации

Как часто вам приходилось слышать слово «стартап»? Сегодня это слово обрело большую популярность и широкое распространение, но каждый трактует его по-своему. Для некоторых это обычная бизнес-идея, например, производство свечей. Другие же относят этот термин ко всем существующим интернет-проектам. Как же правильно определить, что такое стартап? Новая компания, инновационная идея или просто мечты молодого бизнесмена? Предлагаем варианты данного определения.

Что же такое стартап?

Startup – это недавно созданная компания, которая находится на этапе развития и строит свою концепцию на основе инновационных идей или только что возникших технологий. Как правило, такие проекты сопровождаются нехваткой денег на развитие, постоянным поиском инвесторов, отсутствием четких механизмов управления. В США стартапы чаще всего создают молодые люди, студенты, поэтому такие объединения принято называть «гаражными».

Если ориентироваться на количественные параметры, то стартапом можно считать компании, которые функционируют на отечественном или международном рынке не более трех лет и получили прибыль меньше миллиона доллара. Одним из критериев можно считать темпы роста – если наблюдается активная динамика на новом неосвоенном рынке, фирму можно отнести к startup.

Эрик Райс, успешный бизнесмен, автор работы «Бережливый стартап», выдвигает другое определение: это компания, которая работает для доставки нового продукта в условиях неопределенности. Автор книги утверждает, что данный термин не зависит от размера, сектора экономики или области, в которой функционирует.


Цель создания startup – поиск метода создания и реализации товара/услуги, за которые окружающие готовы платить свои деньги. В основе лежат три неизвестные:

  • проблема, требующая решения;
  • клиенты, перед которыми стоит данная проблема;
  • бизнес-модель, которая позволяет заработать на решении возникшей проблемы.

Немного истории

Термин startup впервые возник в 1939 году. Тогда недалеко от города Сан-Франциско в долине Санта-Кларе был расположен ряд компаний, которые работали в сфере IT-технологий. Над своими разработками усиленно трудились знаменитые сегодня Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард (в то время молодые и амбициозные студенты Стэнфордского университета). Свой проект они назвали «startup» (в переводе с английского — запускать, стартовать).

Сегодня бытует ошибочное мнение, что startup — это интернет-проект. Такое утверждение возникло из-за распространения стартапов именно в данной области. К ним в свое время можно было отнести:

  • социальную сеть Фэйсбук;
  • интернет-энциклопедию Википедию;
  • базу видеороликов YouTube;
  • первый сервис для хранения фото Flickr;
  • сервис для обмена информацией, небольшими сообщениями Twitter.

Данные популярные площадки, без которых сложно представить существование современной всемирной паутины, в свое время создали настоящий фурор среди пользователей интернета. Поэтому большинство русскоязычных пользователей относит понятие «startup» к развитию площадок в интернете, но на самом деле этот термин гораздо шире и включает много различных областей и направлений, лучшие стартапы 2017.

Механизм реализации стартап-проектов

Не существует определенной теории построения успешного стартапа. Причина ясна – каждый проект индивидуален в своем проявлении, каждое отдельное направление и сектор экономики, в котором планируется работа, имеет свои законы и принципы.

Совет: не стоит забывать, что с каждым днем меняется окружающая среда, постоянно появляются новые тенденции и новинки, влияющие на потребительский спрос и наше восприятие в целом.


Что нужно для построения успешного стартапа?


Результат выбранной идеи зависит от стратегического мышления, дальновидности, концепции построения, модели управления. Важно просчитать последние изменения и тенденции развития именно в момент создания стартапа. Большую роль играет набранная команда, сфера деятельности, специфика продвигаемого товара или услуги.

Несмотря на это, можно выделить основные критерии реализации проекта, соблюдение которых, может, и не гарантирует стопроцентный успех, но обеспечит жизнеспособность стартапу:

  1. профессионализм и квалификация организаторов. Если руководство проекта не будет разбираться в продвигаемом продукте, о его успешной реализации можно забыть;
  2. новаторство идеи. Сам термин «стартап» подразумевает инновационный подход, он не может быть банальным и скучным; ни большие деньги, ни наличие печати для ИП еще не гарантируют успех, так как сама суть подобных проектов кроется в идее;
  3. информационное сопровождение. Без публикаций и продвижения продукта среди целевых групп startup не имеет смысла и обречен на провал;
  4. слаженность, корпоративный дух всей команды. Так как подобные проекты разрабатываются коллективно, важно работать без разногласий, ориентироваться на результаты;
  5. яркий PR и привлечение инвесторов – чтобы startup превратился в самодостаточный и известный проект, важно найти дополнительные источники финансирования.

Инструменты для решения задач

Актуальность и массовое развитие стартапов обусловлены отсутствием гибкости и мобильности крупных корпораций, большинство из которых функционирует на основе разработанных моделей, а разработкой новых продуктов и изучением потребительского спроса не занимается. Поэтому многие стартапы, которые отслеживают последние модные тенденции и изменения спроса, могут оперативно решать возникшие проблемы.

Основной инструмент для достижения поставленных целей – это новаторская идея. Много инвесторов гонятся за такими идеями и не жалеют денег на финансирование подобных разработок. Сама идея, которая не имеет материальной основы, а всего лишь описана на бумаге, может стоить больших денег (гораздо больше фьючерсов).

Важный инструмент – это актуальность, уровень необходимости предложенного товара или услуги. Идея может быть новаторской, но если от нее нет пользы обществу, никто не будет платить за нее деньги.

Успех каждого стартапа зависит от самого разработчика. По статистике, средний возраст стартапера составляет 25 лет. Основатель должен быть увлечен работой, много трудиться. Его команда должна быть слаженной, делать все для достижения успеха. Основать и вывести startup на рынок самостоятельно можно, но для этого понадобится много времени. Важно, чтобы один стартапер дополнял другого, то есть имел качества и навыки, которых не хватает другому компаньону. Не стоит набирать слишком большую команду, даже если источников финансирования достаточно. В больших группировках могут возникать конфликты и споры, на решение которых тратится ценное время.

Виды стартапов

Как и в любом направлении бизнеса, стартапы можно классифицировать согласно рынкам сбыта и характеристике продукции.

«Стартапы-клоны»

К данному направлению относятся проекты, являющиеся аналогами известных мировых разработок. Так как один startup показал свой успех на мировой арене, не исключено, что он обретет популярность в национальном масштабе. К данному типу можно отнести социальные сети. После популярности Facebook мир увидели подобные сервисы (Вконтакте, Одноклассники), которые активно используются и сегодня.

«Темные лошадки»

К данному направлению относятся стартапы, которые основаны на новаторской идее. На момент их разработки еще сложно спрогнозировать реакцию широких масс населения на появление нового продукта. Поэтому создатели и инвесторы, которые финансируют проект, идут на большой риск. При успешной реализации поставленной цели всех участников ожидает большая прибыль.


«Агрессивные захватчики»

Подобные разработки ориентированы не только на внедрение нового продукта на рынок, но и на активное вытеснение конкурентов с целью захвата целого сегмента. Реализация подобной идеи возможна при построении грамотной ценовой политики.

Сохраните статью в 2 клика:


Startup – это общее название компании, которая существует недавно и ориентирована на продвижение кардинально новой услуги или продукции. Для построения успешного стартапа необходима команда единомышленников, новаторская идея и надежные источники финансирования.

Добавить комментарий