Бенчмаркинг – что это такое простыми словами?

Что можно сделать для увеличения прибыли компании? Как оптимизировать работу предприятия и улучшить качество обслуживания потребителей? Что необходимо сделать для разработки эффективной стратегии ведения бизнеса?

Подобные вопросы волнуют практически каждого руководителя компании независимо от вида ее деятельности. В современных реалиях многие предприятия используют такой инструмент, как benchmarking, позволяющий выявить слабые стороны менеджмента, обнаружить ошибки в работе персонала, а также сопоставить собственные результаты с достижениями конкурентов.

Бенчмаркинг не имеет ничего общего со шпионажем, поскольку эксперты рынка проводят сравнительный анализ работы лидеров конкретной отрасли, выявляют лучшие примеры развития бизнеса конкурентов, после чего оптимизируют полученные данные под работу определенной организации.

Бенчмаркинг – что это такое?

Совокупность мероприятий, направленных на изучение и анализ деятельности конкурентов в бизнесе, принято называть бенчмаркингом. Этот инструмент широко используется компаниями для освоения положительного опыта лидеров рынка с последующим внедрением полученных данных в свою деятельность.

Если попытаться объяснить понятие бенчмаркинга простыми словами, можно сказать, что он необходим для сравнения работы собственной компании с деятельностью успешных организаций с целью выявления слабых сторон ведения бизнеса и их оптимизации.

Предприятия в ходе исследований анализируют себестоимость аналогичных продуктов фирм-конкурентов, розничные цены в торговых точках, прибыль и другие показатели. Это позволяет провести оценку работы собственной фирмы и понять, какие можно предпринять действия для улучшения результатов и увеличения дохода.

Главной целью проведения бенчмаркинговых исследований является определение показателя успешности ведения собственного бизнеса. В ходе сравнения эксперты рассматривают следующие задачи:

  • определение конкурентоспособности собственной компании;
  • выявление слабых сторон предприятия;
  • определение процессов, подлежащих обязательной оптимизации;
  • разработку новой концепции ведения бизнеса;
  • постановку новых целей предприятия;
  • улучшение маркетинговой политики организации.

После глубокого анализа и сравнения ряда характеристик деятельности фирм-конкурентов специалисты выявляют те моменты в работе компании, которые тормозят ее развитие. Для улучшения показателей можно использовать различные способы, к примеру — внедрение новой системы управления предприятием, повышение качества продуктов компании или предоставляемых услуг.

Бенчмаркинг не является мероприятием, которое компания проводит одноразово. Его эффективность заключается в периодических исследованиях, позволяющих бизнесменам вовремя внедрять новые технологии и способы продвижения продукции. Это существенно повышает шансы на стабильное развитие фирмы и минимизирует риски, включая банкротство.

Рассмотрим, как на практике проводится бенчмаркинг. Объектам анализа может стать какой-либо продукт, услуга или подразделение предприятия. Затем определяется перечень организаций, с которыми будет проводиться сравнение. Чтобы получить максимально правдивый результат, выбирают исключительно лидеров рынка, у которых большинство показателей существенно превосходит результаты компании, проводящей анализ.

После сбора нужной информации проводится сравнение полученных данных с собственными достижениями. В результате специалисты выявляют причины, способствовавшие появлению различий в результатах между всеми участниками исследования. По окончании руководство компании планирует ряд мероприятий, которые нуждаются в безотлагательном проведении для достижения более высоких показателей.

Эффективность ведения бизнеса во многом определяется профессионализмом специалистов, проводящих бенчмаркинговые исследования. Этот инструмент также позволяет:

  • понять внутренние процессы предприятия;
  • оптимизировать затраты компании;
  • существенно улучшить работу коллективов;
  • мотивировать сотрудников к повышению качества работы;
  • представить возможные результаты, которых реально достичь при внедрении более эффективных схем ведения бизнеса.

Бенчмаркинг с успехом проводится не только компаниями-гигантами бизнеса, но и небольшими организациями и частными предприятиями. Что касается последних, то именно benchmarking дает им возможность эффективно развиваться в условиях жесткой конкуренции, существенно закрепить рентабельность активов и оставаться на плаву.

Разновидности бенчмаркинга

Сравнительный анализ конкурентов обладает разнонаправленным вектором, поэтому бенчмаркинг является универсальным инструментом в бизнесе. Рассмотрим подробно все его разновидности:

  1. Общий. Проведение общего бенчмаркинга направлено на выявление качественных и количественных показателей работы производств и компаний, специализирующихся на предоставлении различных услуг. Полученные данные сравниваются с аналогичными показателями компаний-лидеров конкретного сектора рынка. Целью общего бенчмаркинга является разработка способов развития компании, а также внедрение в ее деятельность передовых технологий. Такой вид сравнения работы предприятия с деятельностью конкурентов позволяет предпринимателям активизировать инвестиции и масштабировать бизнес. Тем не менее на практике это реализовать непросто, поскольку получить доступ к необходимой информации достаточно сложно.
  2. Внутренний. Из названия инструмента становится ясно, что он применяется для качественного сравнения и анализа работы различных подразделений внутри отдельно взятого предприятия. Бенчмаркинг позволяет выявить слабые стороны служб и отделов фирмы, внедрить новые способы управления персоналом и повысить эффективность работы сотрудников. Внутренние мероприятия получили большое распространение, поскольку не требуют затрат компании, позволяют значительно улучшить показатели предприятия, к тому же любая информация для руководства всегда имеется в открытом доступе.
  3. Функциональный. Эта разновидность бенчмаркинга используется для сравнения характеристик отдельных функций (работа с кадрами, приемы работы и т.д.) предприятия с такими же показателями лидеров рынка. Данный инструмент отличается высокой эффективностью, поскольку позволяет легко получить нужную информацию, широкие возможности для выявления передовых технологий и подходов к решению важных производственных задач.
  4. Конкурентоориентированный. Конкурентный бенчмаркинг осуществляется специалистами на основании данных о конкретных предприятиях (прямых конкурентов) в определенной или смежной отраслях.
  5. Бенчмаркинг бизнес-процесса. Этот вид сравнительного анализа применяется по отношению к конкретной проблеме в работе компании. Например, если необходимо удержать постоянных покупателей, организация может оптимизировать программу лояльности клиентов. Если данный инструмент применяется для снижения производственных затрат фирмы, сначала проводится анализ затратообразующих факторов, при котором выявляются отличительные особенности между ее показателями и данными конкурентов, после чего проводится поиск решений по конкретной выделенной проблеме. Такие мероприятия направлены на снижение затрат организации и устранение факторов, которые влияют на увеличение издержек.

Важно: в процессе проведения бенчмаркинговых исследований у компаний возникает необходимость в эффективных источниках информации. Для этого можно проводить мониторинг публикаций в СМИ, списков компаний-победителей в номинациях «Лидер продаж», «Лучший производитель», «Лучшее качество». Хорошие результаты дает аналитика баз данных компаний, предоставляющих услуги по консалтингу и аудиту.

Что сравнивается в процессе бенчмаркинга?

Бенчмаркинг, как мы уже говорили, является разноплановым универсальным инструментом, поэтому не может ограничиваться рассмотрением внутренней организации работы предприятий, внешних процессов ведения бизнеса и качественных характеристик продукции или услуг.

Как показывает практика, данный инструмент широко применяется в продвижении бизнеса. К тому же бенчмаркинг успешно используют интернет-предприниматели для оптимизации воронки продаж и повышения результатов маркетинговых кампаний. Более того, бенчмаркинг дает возможность сравнивать работу конкурентов со своей деятельностью, применяя различные сервисы анализа целевой аудитории.

Грамотное проведение исследования рынка существенно повышает результативность производства, процессов ведения бизнеса и, что немаловажно, минимизирует расход ресурсов. В зависимости от целей оптимизации предприятие может проводить сравнение следующих данных:

  • качественных показателей товаров или услуг;
  • информации о занимаемой доле рынка;
  • показателей прибыльности (финансовой эффективности);
  • процессов ведения бизнеса;
  • методов обслуживания и стимуляции потребителей;
  • способов увеличения клиентской базы.

Независимо от того, работают компании в Интернете или в реальной жизни, основной целью проведения бенчмаркинга является сбор данных и информации о деятельности компаний-конкурентов, а также выявление методов их деятельности и продвижения бизнеса.

Важно: проведение внутренней оптимизации работы компании является важным инструментом для улучшения производительности. Мало кто из предпринимателей задумывается над тем, что повышать эффективность работы компании следует с уровня подготовки персонала, особенно сотрудников, которые непосредственно общаются с потребителями. К примеру, из-за несоблюдения элементарных правил общения с клиентами потребители отказываются от сотрудничества, что в итоге приводит к 15-18% потери прибыли за 1 год.

Бенчмаркинговый анализ и его основные этапы

Существует несколько основных этапов бенчмаркинга. Для начала необходимо определиться с объектом проведения анализа и детализировать цели его проведения. Данный этап позволяет узнать количество усилий и финансовых вложений для достижения желаемого результата, а также решить, насколько для компании будет проведение определенного вида бенчмаркетинга целесообразным на постоянной основе. Анализ включает в себя также следующие этапы:

  • выявление характеристик, по которым будет осуществляться сравнительный анализ;
  • создание команды профессионалов;
  • выбор партнеров, на результаты которых должна ориентироваться компания;
  • сбор необходимой информации;
  • сравнение полученных данных.

После обработки и анализа полученной информации организация должна оценить свои достижения за определенный период (в сравнении с предприятием, на которое компания ориентировалась) и возможности для дальнейшего развития. Такое простое решение дает шанс увидеть разницу в развитии между компаниями.

Когда проведение анализа завершено, руководству предприятия нужно определиться с выбором дальнейших стратегий развития и конструктивных изменений в отношении внутренней деятельности. На данном этапе можно определить, какое будущее у компании. В процессе воплощения корректировок по намеченному плану крайне важно контролировать малейшие изменения в деятельности предприятия и отслеживать динамику развития.

Сохраните статью в 2 клика:


Бенчмаркинговые мероприятия считаются завершенными, когда будут достигнуты все цели, которые ставила перед собой компания. Данный инструмент дает возможность понять, где была допущена ошибка в работе фирмы, перенять лучшие наработки конкурентов и определиться с действиями, которые позволят получить положительный результат.