Маркетмейкер – кто это и как он влияет на рынок?

Кто такие маркетмейкеры?

Маркетмейкер – это профессиональный участник фондового рынка, торгующий с целью поддержания ликвидности биржевых торгов. Market maker – это чаще всего юридическое лицо, фирма, которая взяла на себя обязательство перед биржей быть одновременно и продавцом, и покупателем для регулирования рентабельности активов.

ММ сглаживает ценовые колебания, предотвращая появление резких скачков и падений, регулирует величину спреда на приемлемом для участников рынка уровне и т.д. Маркетмейкерами являются крупные банки и различные финансовые организации, доля операций которых в общем рыночном объеме довольно значительна. Это часто и определяет движение цены.

Основные функции маркетмейкеров

Маркетмейкер не просто крупный участник рынка, он — регулятор котировок, которые используют мелкие банки, дилинговые центры, брокеры для собственных целей.

Посредник

ММ является активным посредником между покупателем и продавцом. Он собирает заявки на покупку и продажу, сводит наиболее выгодные предложения вместе для совершения сделки. Данные о поступивших заявках отображаются в книге специалиста, которая предоставляется для ознакомления только ММ. Упрощенный вариант книги специалиста – стакан цен, который доступен всем участникам торговых операций. Помимо регистрации заявок ММ отслеживает очередь исполнения ордеров и контролирует их своевременную реализацию.

Источник текущей информации о рынке

Маркетмейкер следит, чтобы вся поступающая информация о событиях на рынке (какие акции сейчас выгодно покупать, условия портфельных инвестиций, хедж-фондов, ПАММ-счетов, условия налогообложения по 3-НДФЛ и т.д.) своевременно была предоставлена всему рынку и частным трейдерам, которые должны получить актуальные данные, доступные в текущий момент времени.

Создатель котировок

По регламенту фондового рынка каждая сделка должна быть проведена через маркетмейкера и никак иначе. Без официального подтверждения биржевой сделки со стороны ММ операция будет считаться недействительной.

Определение цены открытия

Каждый торговый день ММ определяет оптимальную цену открытия рынка, которая соответствовала бы запросам большинства покупателей и продавцов. Бывают ситуации, когда цена закрытия предыдущего дня и цена открытия текущего значительно отличаются. Это называется ценовой разрыв или ГЭП. Market maker регулирует этот вопрос, устанавливая цену, удовлетворяющую запросам большинства трейдеров.

Баланс рынка

Иногда на рынке возникает ситуация, когда установившееся равновесие между продавцами и покупателями нарушается, ММ получает большое количество ордеров на продажу, в то время как заявок на покупку очень мало. В таком случае market maker использует собственные средства для выравнивания дисбаланса. Он приобретает заявки для себя, пытаясь закрыть запросы продавцов. Это будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится баланс между покупателями и продавцами. При этом ММ часто несет убыток по таким операциям. Таким образом, маркетмейкер – это финансовая организация, обеспечивающая спокойное и плавное движение цены контролируемого им финансового инструмента.

Как работают маркетмейкеры?

ММ непрерывно выставляет котировки и поддерживает баланс рынка. На практике его работа выглядит следующим образом:

  • Трейдер анализирует рынок на основе исторических данных, то есть по графику актива, ищет закономерности, рисует линии поддержки/сопротивления, трендовые линии, опирается на показания технических индикаторов. На самом деле трейдер не знает, что в действительности происходит на рынке и почему цена двигается в противоположном направлении от указаний индикаторов;
  • Маркетмейкеру, в свою очередь, абсолютно все равно, что показывает MACD или другие осцилляторы, что образовался какой-нибудь паттерн, который по представлениям трейдера на 90% дает правильный сигнал.

ММ чаще всего даже не смотрят на график и объемы, для них это «прошлая» информация. Они анализируют рынок вертикально, имея в своем распоряжении стакан цен, где отображаются трейдерские Take Profit, Stop Loss и отложенные ордера. Остальная информация им не нужна, они могут влиять на движение цены только на основе стакана цен.

Котировки, которые видит в своем торговом терминале трейдер, поступают от брокера или дилера. На рынке их еще называют маркет-юзерами. Они являются посредниками между трейдерами и маркетмейкерами и часто вносят в полученные котировки свои коррективы. Возникают ситуации, когда трейдеры недовольны точностью котировок, сравнивая цены двух различных компаний.

Совет: каждый дилинговый центр использует котировки какого-то одного поставщика, маркетмейкера. Поэтому перед открытием счета в компании узнайте о поставщике котировок, чтобы иметь возможность для сравнения.

Из этого можно сделать вывод, что обычному трейдеру маркетмейкер никак не мешает торговать. Сложности с котировками могут возникнуть на стороне маркет-юзеров, которые грешат «проскальзыванием» и подкручиванием цены маркетмейкера с целью получения собственной выгоды.

Наиболее известными MM на рынке Форекс являются:

  • UBS;
  • Citi;
  • Bank of America$;
  • JP Morgan.

Если вы торгуете у российских брокеров, то с большой долей вероятности вам транслируются котировки именно этих маркетмейкеров.

Сохраните статью в 2 клика:


Market maker при всей заинтересованности в собственной выгоде контролирует мелких участников рынка, а через них — обычных трейдеров, информирует их об изменениях в цене, отслеживает ход торговых сессий. Маркетмейкеры – это менеджеры фондового рынка. Без их грамотного управления и разумного распределения ресурсов на рынке воцарился бы хаос.

Свернуть