Что такое мерчандайзинг?

На современном этапе развития рынка производство товаров уже перестает быть основной проблемой предпринимателей. Теперь на первом месте стоит необходимость грамотно и эффективно продвигать свой продукт, удовлетворять запросы покупателей, привлекать их внимание и мотивировать сделать покупку. Игнорирование этих моментов может привести к снижению прибыли и обострению конкуренции. Одной из самых действенных технологий, которые помогут избежать подобных проблем, считают мерчандайзинг.

Мерчандайзинг – что это такое?

Мерчандайзинг (от англ. «merchandise» – «торговать», «искусство торговать») — система организации продаж и управления ими, технология выкладки товара. Его главная цель состоит в том, чтобы максимально облегчить покупателю процесс выбора товара, сделать его удобным для клиента и выгодным для предпринимателя. Мерчандайзинг направлен на обеспечение хороших продаж практически без участия персонала. По технологии товар нужно выставлять на витрины и полки так, чтобы клиент смог сделать выбор и взять продукцию с минимальным участием продавца-консультанта или вообще без него.

Правильное использование принципов мерчандайзинга не менее важно чем, например, внешняя реклама и стимулирование продаж, ведь именно он дает возможность правильно продать товар, выгодно презентовать его, привлечь внимание покупателя и подтолкнуть его к покупке. По статистике, больше половины посетителей магазинов принимают решение о приобретении товара, стоя перед прилавком. И даже если покупка запланирована заранее, 7 клиентов из 10 принимают окончательное решение только в торговом зале. Если сфокусировать внимание посетителя на определенном товаре, получится значительно увеличить объем его продаж, обеспечив при этом удовлетворение покупателя от процесса покупки. Часто для продления пребывания клиента в торговом зале устанавливают вендинговые автоматы. Основы мерчандайзинга в продуктовом магазине вполне реально освоить самостоятельно, изучив профильную литературу и публикации экспертов в сфере торговли на эту тему.

Стать хорошим руководителем магазина без знания основ мерчандайзинга невозможно. Благодаря этой технологии получится максимально эффективно расставить продукцию на полках, успешно продвинуть новые и нужные товары, привлечь новых клиентов и удержать постоянных, увеличить количество импульсных покупок, повысить конкурентоспособность предприятия, а также положительно влиять на покупательский интерес.

Но правильное использование правил мерчандайзинга стоит воспринимать лишь как часть комплекса мероприятий для организации успешных продаж и продвижения компании на рынке. Благодаря им можно поднять продажи на 10-20%, но это не исправит проблем маркетинга, рекламы, работы персонала и политики ценообразования.

Виды мерчандайзинга

Сегодня уже нет сомнений в том, что мерчандайзинг в торговле является важным инструментом формирования атмосферы торговой очки и влияния на выбор покупателя. Специалисты выделяют несколько видов этой технологии с характерными признаками и особенностями, которые и обеспечивают стратегическое воплощение определенного вида мерчандайзинга. Есть несколько классификаций в зависимости от критерия:

  • подход к презентации товара (традиционный, категорийный);
  • время пребывания мерчандайзера на торговой точке (стационарный, визитный);
  • временные периоды использования технологии (постоянный, сезонный);
  • схожесть выкладки товара в магазинах (индивидуальный, сетевой);
  • сфера деятельности (ресторанный, кондитерский) и т.д.

Также мерчандайзинг классифицируют исходя из восприятия потребителем товара, магазина и его сотрудников (визуальный), а также формы выкладки товара (перекрестный). В отдельную категорию выделяют технический мерчандайзинг. Мы предлагает рассмотреть эти аспекты более детально.

Совет: сделать интернет-магазин более прибыльным и привлекательным для реальных клиентов тоже помогут некоторые приемы мерчандайзинга. Подготовившись, их можно успешно применить и без помощи специалиста, например наладить взаимодействие с пользователем на психологическом уровне, грамотно расположить товары в разделах, создать презентации и т.д.

Визуальный

Главная цель визуального мерчандайзинга – привлечь внимание покупателя за счет внешнего оформления. Он работает благодаря удачному выбору места расположения торговой точки, дизайну интерьера, вывесок, витрин, внутренней компоновки магазина и т.д. Это эффективный инструмент управления розничными продажами. Именно его применение помогает стимулировать желание покупателя выбрать и купить товар. На практике используют несколько подходов визуального мерчандайзинга:

  • управленческий (товары размещают строго по стандартах конкретной компании);
  • демонстрационный (способы размещения продукции зависят от планировки магазина, вида товара, прибыли от него, имиджа торговой точки, а также покупательской аудитории);
  • количественный (обеспечение оптимального уровня товарного запаса);
  • коммуникационный (наличие рекламных и презентационных материалов, организация акций к праздникам и т.д.).

Этот вид технологии позволяет правильно зонировать пространство, что дает возможность увеличить коммерческую выгоду, активизировать процесс совершения покупок, увеличить время нахождения клиента в магазине и, соответственно, потраченную им сумму. Затраты на визуальный мерчандайзинг различаются в разное время года, ведь изменения в оформлении магазина, поступление новых коллекций одежды и партий товара происходит, как правило, только при сезонных распродажах и перед крупными праздниками.

Технический

Технический мерчандайзинг предусматривает проведение комплекса мероприятий для закупки, транспортировки и монтажа торгового оборудования, что в сочетании с другими инструментами должно обеспечить стимулирование продаж и приток клиентов. Как правило, для проведения работ такого плана нанимают специалистов, занимающихся этим сегментом, и пользуются предложениями агентств, предоставляющих услуги в сфере рекламы и маркетинга. В их спектр часто входит хранение, клининг, ремонт, демонтаж, замена, утилизация оборудования и рекламных материалов POS (те, что способствуют продвижению бренда в торговой точке, например световые панели, промостойки, наклейки, диспенсеры и т.д.). Благодаря грамотному техническому мерчандайзингу у владельца магазина получится оптимизировать объемы продаж, повысить лояльность клиентов к бренду и укрепить корпоративное самосознание.

Перекрестный

Перекрестный мерчандайзинг – это одна из форм выкладки продукции, которая предусматривает общее размещение тех товаров, которые взаимодополняют друг друга и чаще всего покупаются вместе (например, шампунь и кондиционер для волос, одежда и аксессуары, чай и сладости). Пользуясь этим инструментом, розничные компании предлагают дополнительные товары и услуги для того, чтобы побудить клиентов сделать больше покупок. Но важно учитывать, что, если перейти допустимую черту, перекрестный мерчандайзинг может дать обратный эффект несмотря на действительно огромный потенциал этой маркетинговой стратегии. Основные правила по выкладке товара не очень сложные, но их довольно много: размещение продукции парами, создание тематической зоны или отдельной промозоны, оформление полок и т.д.

Также важно правильно разбить товары на категории, объективно оценив, какие из них главные, а какие – второстепенные. Продукция первой группы должна быть хорошо видна покупателям и сразу бросаться в глаза. При детальном рассмотрении клиент обязательно заинтересуется и дополнительным товаром из смежной категории. Перекрестный мерчандайзинг позволяет направить мысли потребителя в нужное русло, помочь принять решение, когда он сомневается и не имеет времени обдумать все покупки или забывает о том, что следовало бы приобрести.

Основные принципы мерчандайзинга

Мерчандайзинг – одно из самых важных звеньев эффективной работы торговой точки. Перед тем как использовать принципы этой технологии на практике, стоит четко определить концепцию и позиционирование своего предприятия, целевую аудиторию, составить ее портрет, изучить ассортимент конкурентов и, собственно, организовать структуру мерчандайзинга у себя в компании. Последний шаг предусматривает создание стандартов, обучение и мотивацию персонала, формирование должности специалиста-мерчандайзера и ее включение в общую структуру.

Основные принципы мерчандайзинга:

  1. Выкладка товаров. Она является одним из залогов успешной торговли и увеличения прибыли. Продукцию обязательно размещают так, чтобы она была хорошо видна покупателю. Согласно статистике около 30% импульсивных покупок совершают благодаря правильному расположению товаров на полках. Именно оптимальное расположение продукции в торговом пространстве и грамотная выкладка могут увеличить продажи на 10-20%. Важно различать понятия размещения и выкладки товара: в первом случае подразумевают распределение торговых единиц на площади магазина, а во втором – имеют в виду расположение и укладку товаров на торговом оборудовании. Проводя выкладку товаров, руководствуются разными правилами, которые обеспечивают эффективность использования этого принципа, например: объемное представление, размещение сопутствующих товаров рядом с основными и т.д.
  2. Воздействие на покупателя. Система мерчандайзинга не будет работать без правильного общения с клиентом и эффективного взаимодействия с ним. Товар должен быть презентабельным, привлекать внимание и подталкивать к совершению покупки. Около 80% посетителей обращают внимание на рекламную выкладку товара и что-то покупают, а 20% меняют свой выбор продукции благодаря такому приему. Привлечь внимание покупателя и повлиять на него можно с помощью рекламных материалов, оборудования, устройств, выполняющих демонстрационную функцию (стенды, дисплеи), и внутримагазинной рекламы (плакаты, листовки, наклейки, мобайлы).
  3. Презентация цены. Чтобы стимулировать желание потребителя совершить покупку, необходимо показать ему выгоду цены. По статистике, около 10% покупателей ничего не приобретают из-за отсутствия скидки. Надписи и ценники должны быть расположены перпендикулярно лучу зрения среднего покупателя, ведь он не купит продукт, если не будет иметь четкого представления о цене.
  4. Удобство. Этот принцип предусматривает доступность товара для покупателя, возможность взять его в руки, оценить тактильные ощущения и запах. При расположении и выкладке продукции, а также размещении рекламы важно максимально устранить возможность возникновения негативных эмоций при покупке. Необходимо сделать все, чтобы избежать формирования дискомфорта при восприятии, когда клиент, покупая товар, неосознанно начинает чувствовать недовольство, раздражение, тревогу и другие неприятные эмоции. При возникновении такой ситуации самым очевидным решением покупателя будет просто отказаться от приобретения товара и найти другой магазин. Дискомфорт может возникнуть из-за отсутствия или труднодоступности информации (на ценнике, упаковке и т.д.), расположения надписей под неправильным углом зрения, неудачного сочетания цветов или формы и объема, плохого музыкального оформления или освещения.

Совет: освоить принципы и правила мерчандайзинга помогут книги по продажам (например, Нил Рэкхем «СПИН–продажи», Карл Сьюэлл и Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»), тематические онлайн-тренинги и семинары.

Цели и задачи мерчандайзинга в торговле

Главными целями мерчандайзинга являются увеличение объемов продаж, продвижение товаров и совершенствование ассортимента. Но есть и немало дополнительных стремлений, которые эта технология должна помочь реализовать. Это, например, создание конкурентного преимущества торговой точки и конкретных марок товара, повышение числа лояльных покупателей и привлечение новых, увеличение времени пребывания в магазине, а также обеспечение покупателей необходимой информацией о продукции.

Задач, которые должен решить мерчандайзинг, тоже очень много. Предприниматель, планируя стратегию развития своего магазина, должен определить самые актуальные для себя. В большинстве случаев базовыми считают следующие:

  • принятие решения о торговом ассортименте, алгоритме размещения и выкладки товаров на торговой площади;
  • совершенствование ценовой стратегии, создание гибкой ценовой политики, повышение уровня логистического сервиса;
  • создание оригинальной и комфортной для покупателя атмосферы, улучшение планировки помещения, расположения отделов и групп товаров для того, чтобы сделать продукцию максимально привлекательной для клиента;
  • совершенствование методов использования рекламы, консультирование покупателей касательно преимуществ товара именно в этой торговой точке и т.д.

ДМП – что это такое в мерчандайзинге?

Аббревиатура ДМП в мерчандайзинге расшифровывается как «дополнительное место продажи». Их организовывают для увеличения продаж товаров с высоким оборотом или продукции импульсного спроса. На дополнительных местах продаж стоит размещать только самые продаваемые товары, это увеличит число незапланированных покупок. Если проигнорировать эту рекомендацию и выставить менее популярные позиции, как показывает практика, увеличения объема продаж не возникнет, а цель формирования ДМП будет не достигнута.

Базовые правила ДМП:

  1. Должно быть выбрано выгодное место для расположения зоны в торговом зале (возле кассы или сопутствующих товаров, на пути основного покупательского потока).
  2. Дополнительные места продаж должны быть размещены отдельно от основных (где представлены все производители определенной группы товаров).
  3. В зоне ДМП обязаны находиться самые продаваемые позиции.
  4. В ДМП образцы продукции дублируются, но не заимствуются из основного места продаж. Товара должно быть достаточно в обеих зонах.

Сохраните статью в 2 клика:


Мерчандайзинг – это комплекс мероприятий, которые чаще всего проводят в розничной торговле для увеличения объемов продаж и совершенствования ассортимента. Технология работает за счет положительного влияния на клиента (с учетом его индивидуально-психологических особенностей). Согласно статистике около 60% покупок являются импульсивными, и если заинтересовать покупателя определенной продукцией, а также подтолкнуть его к приобретению товара, товарооборот можно поднять в разы без существенных затрат.