Выездная налоговая проверка в 2023: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме
Содержание
- 1 Критерии отбора
- 2 В течение какого срока длится проверка?
- 3 Налоговики учтут влияние санкций, когда будут проверять цены контролируемых сделок
- 4 Мероприятия, которые проводит налоговая инспекция во время выездной проверки
- 4.1 Истребование документов у проверяемого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ)
- 4.2 Истребование документов у контрагентов (ст. 93.1 НК РФ)
- 4.3 Допрос свидетеля (п. 3 ст. 90 НК РФ)
- 4.4 Назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ)
- 4.5 Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ)
- 4.6 Осмотр (ст. 92 НК РФ)
- 4.7 Инвентаризация имущества (п. 13 ст. 89 НК РФ)
- 5 Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ
- 6 Порядок проведения выездной налоговой проверки
- 7 Экспертизы
- 8 Какими бывают ВНП
- 9 Оформление результатов выездной налоговой проверки
- 10 Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании
- 10.1 Риск 1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой
- 10.2 Риск 2. Убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности
- 10.3 Риск 3. Среднемесячная зарплата работников ниже средней по региону
- 10.4 Риск 4. Темпы роста расходов выше темпов роста доходов
- 10.5 Риск 5. Показатели, учитываемые для перехода на налоговый спецрежим, приближаются к предельным значениям
- 10.6 Риск 6. Расходы ИП по сумме приближаются к доходам
- 10.7 Риск 7. Вычеты по НДС превышают 89%
- 10.8 Риск 8. Сотрудничество с перекупщиками или иными посредниками, без которых можно обойтись
- 10.9 Риск 9. Перерегистрация в разных ИФНС
- 10.10 Риск 10. Рентабельность активов и продукции (товаров, работ, услуг) ниже среднеотраслевой
- 10.11 Риск 11. Финансово-хозяйственная деятельность с высоким налоговым риском
- 11 Как действовать в ходе проверки
Критерии отбора
Каждая компания может оценить свои собственные риски. Федеральная налоговая служба выпустила ряд критериев, несоблюдение которых повышает шансы компании на личный контакт с инспекторами.
Основные показатели приведены в приказе Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.
Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
- Рассчитанные налоги за этот период ниже, чем средний уровень налогов для компаний в аналогичной отрасли.
- Компания фиксировала убытки в течение нескольких периодов подряд.
- Компания ссылается на вычеты. Например, вычтенный НДС значительно превышает входной налог.
- Расходы значительно превышают доходы и увеличиваются с каждым отчетным периодом.
- У сотрудников низкие зарплаты. Ниже минимальной заработной платы и/или ниже средней заработной платы в регионе, отрасли и т.д.
- Доходы и количество работников налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения стабильно близки к предельным значениям.
- Доходы индивидуальных трейдеров постоянно находятся на одном уровне с расходами.
- В сделках участвует цепочка контрагентов (посредников), и для этого нет рациональной деловой цели.
- Компания или индивидуальный предприниматель игнорирует требования Федеральной налоговой службы и не подает необходимые документы.
- Компания неоднократно меняет адрес, т.е. «мигрирует» между налоговыми органами.
- Рентабельность компании низкая по сравнению с рентабельностью компаний с аналогичной деятельностью.
- Компания торгует с сомнительными контрагентами.
В течение какого срока длится проверка?
В течение 2 месяцев. Для целей исчисления периода контроля не имеет значения, находятся ли контролеры на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется с даты принятия решения до последнего месяца срока.
Период рассчитывается следующим образом. Определяется общее количество календарных дней, входящих в аудиторский период. Если в месяце нет соответствующего последнего дня, период заканчивается в предыдущий день. Если последний день приходится на выходной, период заканчивается на следующий рабочий день. Однако аудит может быть продлен и/или приостановлен.
Продление срока допускается на срок до шести месяцев, то есть с учетом продления аудит не может длиться более шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Список открытый (в частности, контроль крупного налогоплательщика, налогоплательщика с обособленными подразделениями и т.д.).
Налогоплательщику должно быть представлено решение о продлении срока проверки.
Налоговое постановление также предусматривает процедуру приостановления проверки.
Ниже приведены примеры приостановления контроля на срок до 6 месяцев:
- Истребование документов (статья 93 § 1 Налогового постановления). Аудит может быть приостановлен столько раз, сколько документов запрашивается у разных лиц;
- Проведение экспертиз (статья 95 Налогового постановления);
- перевод документов на русский язык (статья 97 Налогового кодекса РФ).
По таким причинам, как получение информации от иностранных государственных органов, аудит приостанавливается на срок до девяти месяцев.
Решение о приостановлении и возобновлении проверки должно быть представлено налогоплательщику.
Налоговики учтут влияние санкций, когда будут проверять цены контролируемых сделок
На сделки, связанные с продажей экспортно-ориентированных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, влияют санкции, введенные США и другими странами. Сотрудники налоговых органов будут учитывать этот факт при проверке цен.
Мероприятия, которые проводит налоговая инспекция во время выездной проверки
В ходе выездной налоговой проверки налоговые инспекторы должны совершить определенные действия, предусмотренные Налоговым указом.
Истребование документов у проверяемого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ)
В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направляет повестку о предоставлении документов. За один аудит может быть отправлено несколько из них. Нет никаких ограничений. Запросы вручаются лично, направляются через ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Документы могут быть представлены в налоговые органы на бумажном носителе в виде заверенных копий, через ТКС или через личный кабинет в виде электронных сканированных образов документов (форматы установлены приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@).
Налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. Срок подачи документов составляет, как правило, 10 дней. Если этот срок недостаточен, можно запросить продление. Это должно быть сделано не позднее следующего дня после получения заявления (пункт 3 статьи 93 Налогового постановления).
Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?
Да, у них есть право. Рассмотрим формулировки п. 1 ст. 93 и п. 12. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 Налогового кодекса РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, имеет право требовать от проверяемого лица документы, необходимые для проведения проверки. Налоговый орган вправе запросить любые документы, которые имеют отношение к проверке (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 5.1).
Верховный суд РФ в своем решении № 5-АД21-70-К2 от 06.09.2021 признал правомерными действия налогового органа по истребованию пояснений по расхождениям в налоговом учете и бухгалтерском учете вместо документов в ходе выездных проверок.
Существуют противоположные постановления, в которых суды считают, что документы, не являющиеся документами налогового и бухгалтерского учета, не могут быть запрошены (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и другие).
Рекомендация: лучше представлять в налоговые органы документы, не предусмотренные налоговыми или бухгалтерскими нормами. Штрафы:
- 200 рублей. — За каждый пропущенный или несвоевременно представленный документ (Статья 126(1) от
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ). - 300-500 рублей — для должностного лица организации (ч. 1, п. 15.6 КоАП РФ).
Истребование документов у контрагентов (ст. 93.1 НК РФ)
- Частая процедура налоговых проверок.
Запросив документы у контрагента, можно проверить
- существует ли контрагент на самом деле
- осуществлял ли контрагент сделки с контролируемым налогоплательщиком
- совпадает ли порядок учета сделок у контрагента с порядком учета у контролируемого налогоплательщика.
Документы у контрагента могут быть запрошены не только в ходе выездной налоговой проверки (ст. 93 § 1 п. 1 Налогового постановления). Налоговые органы имеют право сделать это даже на этапе подготовки к проверке.
Документы могут быть запрошены вне рамок выездной проверки (камеральной), если у инспекции есть законная необходимость получить документы (информацию), относящиеся к конкретной сделке (пункт 2 статьи 93.1 РОДО).
- Инспекция, проводящая выездную проверку с целью получения документов и информации от контрагента, направляет поручение в инспекцию по месту регистрации контрагента (п. 3 ст. 93.1 Налогового постановления).
- На основании этого распоряжения местная инспекция направляет запрос контрагенту (пункт 4 статьи 93.1 DPA).
Ст. 93.1 НАЛОГОВЫЙ ОРДИНАНС). - Контрагент должен предоставить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) в течение 5 рабочих дней или попросить о продлении этого срока (пункт 5 статьи 93.1 Налогового постановления).
Допрос свидетеля (п. 3 ст. 90 НК РФ)
- Часто используется во время выездных налоговых проверок.
В качестве свидетелей могут быть вызваны любые лица, которым известны обстоятельства, имеющие отношение к налоговой проверке (п. 12(1) ст. 31 Налогового постановления). Это могут быть сотрудники организации или представители подрядчиков.
Не могут быть допрошены лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налоговой проверки, в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей, например, адвокаты или аудиторы.
Свидетель может не явиться в налоговый орган для дачи показаний по причине болезни, преклонного возраста или инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут быть даны по месту его жительства (статья 90 § 4 Налогового постановления).
Возможен отказ от дачи показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) на основании положений ст. 51 Конституции РФ:
- «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (…)».
Результаты допроса должны быть зафиксированы в протоколе (статья 90.6 RODO).
Финансовые санкции (статья 128 Налогового постановления):
- 1 000 руб. — Неявка свидетеля или уклонение от явки без уважительной причины
- 3 000 руб. — За отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.
Могут быть наложены только такие штрафы. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).
Назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ)
- в ходе аудита проводится нечасто.
К экспертному заключению прибегают, когда для разъяснения какого-либо вопроса необходимы специальные знания в области науки, искусства, техники или ремесла (статья 95 § 1 Постановления о налогообложении). Например, когда это необходимо:
- установление подлинности подписей;
- определять рыночную стоимость товаров, работ
- установить соответствие используемого сырья и его количества объему производства.
Эксперт назначается постановлением должностного лица налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). Проверяемое лицо должно быть ознакомлено с решением, ему должны быть разъяснены его права и составлен протокол (п. 3 ст. 95 НК РФ). Все эти и другие условия должны быть выполнены, иначе заключение эксперта может быть признано недопустимым доказательством.
Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ)
- Крайняя мера.
Оно осуществляется в двух случаях:
- Если налогоплательщик отказывается представить документы, запрашиваемые в соответствии со статьей 93 Налогового постановления, или не представляет их в срок (пункт 4 статьи 93 Налогового постановления). Он может изымать только те документы, которые указаны в требовании (постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
- Если есть достаточные основания полагать, что документы, указывающие на нарушения налогового законодательства, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или подменены (пункт 3(1) статьи 31, 14 статьи 89, пункт 8 статьи 94 Налогового постановления). Документы могут быть изъяты не только у контролируемого лица, но и у его контрагента, если имеется достаточная информация о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).
Изъятие производится в присутствии налогоплательщика и (или) его представителя (пункт 1(3) статьи 94 Налогового постановления). Кроме того, при изъятии должны присутствовать свидетели (пункт 3(1) статьи 94 Налогового постановления). Они должны подписать протокол изъятия (пункт 5 статьи 98 Налогового постановления).
Осмотр (ст. 92 НК РФ)
В ходе выездной проверки возможно проведение такого мероприятия, как визуальный осмотр территории, помещений, документов и вещей проверяемого лица (п. 1 ч. 1 ст. 92 НК РФ).
Налоговые органы могут проверять следующие помещения
- производственные, складские, торговые и любые другие помещения, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые связаны с объектами налогообложения, независимо от их местонахождения (абзац 6 пункта 1 статьи 31, пункт 13 статьи 89 Налогового постановления).
При проведении проверки налоговые органы могут исследовать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть компьютере (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).
Осмотр помещений и помещений контрагентов налогоплательщика не может быть проведен. На это указал Верховный суд РФ в Постановлении Апелляционной палаты от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, в некоторых случаях суды считают действия налоговых органов по проведению проверок помещений контрагентов правомерными (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).
Обязательные требования к проведению проверок
- Присутствие свидетелей (пункт 3 статьи 92 Налогового постановления);
- Участие налогоплательщика (его представителя) (пункт 3 статьи 92 Налогового постановления);
- Оформление результатов в виде протокола (пункт 5 статьи 92 Налогового постановления);
- Подписи всех лиц, участвующих в проверке (п. 4 ст. 99 НК РФ).
Инвентаризация имущества (п. 13 ст. 89 НК РФ)
- Высокотрудоемкая деятельность. Сотрудники налоговых органов проводят их редко.
Специальных правил проведения инвентаризации в Налоговом кодексе РФ нет. Порядок проведения инвентаризации определен Приказом Минфина России № 20н и Налоговым кодексом РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
- Для проведения инвентаризации руководство управления принимает приказ (п. 1.2 Постановления об инвентаризации).
- Инвентаризация может проводиться только с участием должностных, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Постановления об инвентаризации).
- На основании результатов инвентаризации составляется инвентаризационная опись (пункт 2.12 Положения об инвентаризации).
- Обобщенные результаты вносятся в акт о результатах, выявленных в ходе инвентаризации (п. 5.1 Положения об инвентаризации).
Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ
Если принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, необходимо определить вид ответственности, что поможет установить состав преступления.
Обстоятельства, которые вынуждают налоговый орган отказаться от мер ответственности
Первая возможность, как уже упоминалось выше, заключается в 3-летнем сроке давности. Он рассчитывается двумя способами:
- С даты совершения правонарушения (для всех типов);
- С первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором было совершено правонарушение (в случае уклонения от уплаты налогов или грубых бухгалтерских ошибок).
Второй вариант — обстоятельства, полностью исключающие вину налогоплательщика. К ним относятся:
- Стихийное бедствие или другое форс-мажорное событие;
- Выполнение разъяснений контролирующих органов, адресованных неопределенному кругу лиц или конкретной организации.
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Налоговый контроль начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи мэра или его заместителей.
После рассмотрения решения инспекторы Федеральной налоговой службы прибывают в согласованную дату на территорию контролируемого предприятия, где проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором налоговые инспекторы будут изучать документы.
Помимо тщательного изучения документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.д. (статьи 89, 91, 92 Постановления о налогах). При проведении выездной налоговой проверки при осмотре должны присутствовать как минимум два свидетеля.
Налоговые органы имеют право изымать документы в случае нарушения или подозрения в нарушении закона (статья 94 Постановления о налогах). Выездная налоговая проверка может быть совмещена с допросом сотрудников компании.
Сроки выездной налоговой проверки
Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки не превышает двух месяцев. В исключительных случаях налоговая проверка может быть продлена до шести месяцев (статья 89 Налогового постановления).
После проверки необходимых документов Федеральная налоговая служба оформляет сертификат. В этом документе фиксируется дата завершения аудита и указывается предмет аудита. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у проверяющего учреждения есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.
В акте подробно описываются все несоответствия и нарушения правил или указывается, что их нет. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик имеет право не согласиться с перечисленными нарушениями и написать возражение.
Общие нарушения, выявленные в ходе аудита:
- Несвоевременная регистрация компании
- Непредставление налоговых деклараций
- Неправильное декларирование доходов и расходов и последующее занижение налоговой базы
- Задолженность по налогам
- Отказ предоставить Федеральной налоговой службе информацию, необходимую для проведения проверки
- Отсутствие основных подтверждающих документов
- Грубые ошибки в первичных документах
Экспертизы
Экспертиза почерка часто проводится в рамках аудита на месте. Мы советуем вам не пренебрегать предоставленными статьей 95 Налогового кодекса правами проверять компетентность эксперта и задавать ему вопросы, выдвигать возражения против выводов эксперта и проводить повторную экспертизу.
При анализе результатов почерковедческой экспертизы обратите внимание на документы, содержащие свободные образцы подписи, и убедитесь, что количество свободных и экспериментальных образцов подписи достаточно. Таким образом, из документов, представленных эксперту налоговым органом, должно быть видно, что свободные образцы подписей были представлены лицом, подписи которого исследуются. Период, в течение которого были сделаны свободные подписи, должен быть близок к периоду, в течение которого были сделаны исследуемые документы, поскольку человек может изменить свою подпись с течением времени. Количество подписей свободных образцов достаточно для проведения экспертизы.
Если после ознакомления с выводами эксперта у вас возникли сомнения, вы имеете право привлечь почерковеда. Результат его экспертизы, противоречащий выводам эксперта налогового органа, может быть использован для обоснования необходимости проведения повторной экспертизы в соответствии со статьей 95 Налогового постановления. 95 Налогового кодекса или при оспаривании решения налогового органа в арбитражном процессе.
Какими бывают ВНП
В зависимости от соблюдения графика полевые аудиты могут быть классифицированы как:
- Плановые: утверждаются руководителем налогового органа, назначаются по результатам внутренних проверок или предыдущих выездных проверок;
- Внеплановая: проводится при необходимости в связи с запросом правоохранительных или вышестоящих органов, получением жалоб, ликвидацией или реорганизацией компании и другими срочными случаями.
В зависимости от характера объекта проверки различают:
- тематический ПСИ — контролируется один или несколько конкретных налогов, т.е. предмет контроля строго определен;
- комплексное ИП — контроль за уплатой всех налогов и сборов, налагаемых на данное предприятие.
Полная классификация выездных налоговых проверок приведена ниже:
Оформление результатов выездной налоговой проверки
О завершении налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом акта выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день работы налоговой инспекции и выдается на руки налогоплательщику. Сертификат не содержит выводов по существу, а лишь устанавливает дату завершения аудита. После составления акта аудиторы должны покинуть помещение налогоплательщика и завершить все аудиторские мероприятия.
Непосредственные результаты проверки отражаются в отчете о налоговой проверке. Данный акт составляется независимо от того, были ли выявлены нарушения законодательства в ходе налоговой проверки. Если в акте не обнаружено нарушений, указывается, что нарушений нет. Акт составляется в течение двух месяцев с даты выдачи сертификата и должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты выдачи.
К сожалению, законодатель не предусмотрел никаких санкций в связи с несоблюдением инспектором этих сроков. То есть, если налоговый инспектор пропустит срок составления и вручения акта, никаких юридических последствий для него не будет.
Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он имеет право представить в налоговый орган письменные возражения на акт. На подачу возражений законодателю отводится один месяц со дня получения акта. Следует отметить, что подача возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права на устное изложение своих доводов непосредственно в ходе рассмотрения материалов проверки.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении им акта проверки и материалов, по результатам которого выносится окончательное решение. Часто такое уведомление отправляется одновременно с актом.
На практике встречались ситуации, когда налоговый орган выносил решение по результатам проверки до истечения срока подачи возражений на акт. Следует отметить, что право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки должно быть обеспечено. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в ней, решение, вынесенное до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.
Рассмотрев материалы проверки, досье налогоплательщика и возражения, налоговый орган в течение 10 дней выносит окончательное решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам аудита может быть принято одно из следующих решений
- решение о проведении дополнительных мероприятий по налоговому аудиту;
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
- решение об отказе от привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он имеет право подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган. Это процедура оформления результатов выездной налоговой проверки.
Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании
Может ли организация снизить вероятность «визита» налоговых органов? Да. При планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Они описаны в «Концепции планирования выездных налоговых проверок» (Приказ ФНС РФ №М-3-06/333@ от 30.05.2007). Они обозначаются следующим образом: общедоступные критерии риска.
Смысл раскрытия этой информации заключается в том, чтобы налогоплательщики могли проверить себя и «вбить» свои показатели в рамки. Последние называются средними показателями по видам деятельности, а иногда и по регионам.
На диаграмме ниже мы перечислили 12 критериев, о которых пойдет речь.
Рисунок 1: Риск налогового аудита на местах
Риск 1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой
На каком критерии это основано. Налоговое бремя.
Как его измерить. Как отношение уплаченных налогов к выручке компании за определенный период времени. Уплаченные налоги и доходы рассчитываются несколькими способами. Некоторые из них совсем не очевидны. Мы обобщили их в таблице 2.
Таблица 2. Как рассчитать налоговую нагрузку
Элемент формулы | Что включать/что не включать в расчеты | Как определить его в зависимости от данных бухгалтерского учета |
Числитель — уплаченные налоги | Числитель — налоги, уплаченные организацией за календарный год; — Включено:
-все налоги, уплаченные организацией в течение календарного года; -налоги, уплаченные организацией в течение календарного года; -налоги, уплаченные компанией в бюджет в качестве фискального агента. В комплект не входят: — налоги, по которым были произведены возвраты; — НДС и таможенные пошлины, уплаченные при ввозе товаров в Россию, поскольку они администрируются Федеральной таможенной службой, а не Федеральной налоговой службой; — налоги, уплачиваемые компанией в качестве фискального агента, за исключением налога на доходы физических лиц; — страховые взносы |
Оборот по кредиту счета 68 за вычетом сумм, не включенных в расчет (кроме страховых взносов, так как они учитываются на счете 69) |
Знаменатель — доход | В комплект входят:
-все доходы налогоплательщика. В комплект не входят: -промежуточные налоги (НДС, акцизы) на этот доход |
2110 FTR «Выручка» + 2320 FTR «Проценты к получению» + 2340 FTR «Прочие доходы». |
Примечание:
— FTR означает отчет о финансовых результатах; — номера в таблице — это номера строк в данном отчете |
С чем сравнивать. В среднем по отрасли ОКВЭД для вашей компании. Если по каким-то причинам отраслевых данных нет, то фактическая налоговая нагрузка сравнивается со средней по РФ (Письмо ФНС России от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@).
Где можно найти эти средние показатели? Они обобщаются налоговыми органами и размещаются на сайте www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/. Данные обновляются ежегодно к 5 мая. Например, сейчас они представлены на 2020 г. До следующего обновления именно эти данные являются основой для сравнения и планирования проверок на местах.
Инспекторы смотрят не только на величину налогового бремени, но и на его динамику. Одно дело, когда нагрузка ниже средней по отрасли только один раз. Это можно объяснить временными трудностями, например, резким повышением цен на материалы и последующим снижением финансового результата. Совсем другое дело, когда налоги, поступающие в доход, уменьшаются из года в год. Компания может быть заподозрена в использовании незаконных схем оптимизации.
Еще один момент: иногда низкая налоговая нагрузка провоцирует не выездную проверку, а вызов на заседание межведомственной комиссии по легализации налоговой базы. Такие комиссии действуют при администрациях субъектов Российской Федерации и местных органах власти. Вот организации и предприниматели, которым угрожает повестка:
- ИП с низкой налоговой нагрузкой на доходы физических лиц;
- Компании и частные предприниматели, если налог на доходы физических лиц с заработной платы работников снизился более чем на 10% в течение года;
- Фирмы и индивидуальные предприниматели, у которых взносы НДФЛ за работников уменьшились по сравнению с предыдущим годом, хотя количество работников не изменилось;
- Компании и индивидуальные предприниматели, сократившие в течение года более 30% своих сотрудников.
Следует отметить: комитет не является аналогом и не заменяет инспекции на местах. Их приглашают на комиссию при подозрении на нарушение налогового законодательства, но не считают целесообразным проводить полномасштабное проверочное мероприятие.
Риск 2. Убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности
Что является основным критерием. Убыток, т.е. превышение расходов над доходами.
Как это определить. Посмотрите на счета. В таблице 3 показано, какие линии необходимы.
Таблица 3: В каких линиях искать убыток
Тип счета | Название документа | Номер строки |
Бухгалтерский учет | Отчет о финансовых результатах | 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» |
Налог | Налоговая декларация по подоходному налогу | 060 «Общая прибыль (убыток)» Лист 02 |
Декларация по налогу, подлежащему уплате при применении упрощенной системы налогообложения | 250 — 253 из раздела 2.2 |
Напоминаем, что отрицательные значения в финансовых отчетах указываются в скобках.
На что обратить внимание. Сколько лет подряд компания работала в убыток. Если прошло два года или больше, налоговые органы будут заинтересованы.
Кстати, в этом есть смысл. Цель коммерческих организаций — получение прибыли. Зачем же заниматься деятельностью, которая в течение нескольких лет забирает больше, чем отдает? По логике инспекторов, причина может быть в том, что компания скрывает часть своих доходов и поэтому не спешит с ликвидацией.
Риск 3. Среднемесячная зарплата работников ниже средней по региону
Что является основным критерием. Среднемесячная заработная плата.
Как это определить. Согласно этой формуле:
Зарплата = Зарплата за год ÷ Зарплата за год ÷ 12
Где RRFY — годовой фонд заработной платы;
AC — средняя численность работников в течение года.
Годовой фонд оплаты труда включает.
- денежная и неденежная компенсация за отработанное и неотработанное время (отпуск, больничный и т.д.)
- компенсационные выплаты;
- дополнительные выплаты и надбавки;
- премии и единовременные поощрительные выплаты;
- систематическая оплата питания и проживания.
Средняя численность работников рассчитывается в соответствии с положениями пунктов 76-79.11 приказа Росстата от 27.11.2019 № 711. Его значение также указывается на титульном листе расчета страховой премии в одноименном поле.
С чем его можно сравнить. Со среднеотраслевым значением заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации. Проще всего найти эту информацию на сайте Федерального статистического управления. Например, на портале Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). На момент написания статьи адрес страницы со значениями среднемесячных зарплат по регионам и видам деятельности — fedstat.ru/indicator/58701.
При планировании проверки на месте инспекторы также принимают во внимание любую информацию, которую компания
- зарплаты выплачиваются «в конвертах»;
- Трудовые отношения не регулируются Трудовым кодексом РФ;
- Заработная плата выплачивается ниже прожиточного минимума.
Такая информация поступает в ФНС из жалоб работников, заявлений контрагентов и материалов других контролирующих органов, например, трудовой инспекции, Министерства внутренних дел и администрации, банков.
Иногда выездной проверке предшествует вызов на заседание комитета по легализации налоговых баз и страховых взносов. Это происходит, если налоговые органы обнаруживают, что заработная плата в конкретной компании ниже минимального размера оплаты труда или регионального минимального размера оплаты труда. Такие данные поступают из расчетов страховых взносов, отчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ.
Риск 4. Темпы роста расходов выше темпов роста доходов
Каковы основные критерии. Темп роста доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учета.
Как их определить. Общая формула для темпов роста выглядит следующим образом:
Tp = X1 ÷ X0
Где X1 и X0 — значения показателя в текущем и предыдущем периоде.
Инспекторы рассчитывают темп роста, используя как бухгалтерские, так и налоговые данные. Для этого используются отчет о прибылях и убытках и декларация о подоходном налоге.
Не существует четкого подхода к расчету стоимости. В таблице 4 показаны возможные варианты.
Таблица 4: Какие строки использовать для расчета темпов роста доходов и расходов
Тип отчета | Темпы роста выручки | Темпы роста расходов |
Бухгалтерский учет | — 2110 CFR «Доходы
или — 2110 CFR «Выручка» + 2320 CFR «Проценты к получению» + 2340 CFR «Прочие доходы». |
— 2120 ОФР «Себестоимость продаж»
или — 2120 ОФР «Себестоимость продаж» + 2210 ОФР «Себестоимость продаж» + 2220 ОФР «Управленческие расходы» + 2330 ОФР «Проценты к уплате» + 2350 ОФР «Прочие расходы». |
Налог | 010 «Выручка от реализации» Лист 02 налоговой декларации. | 030 «Затраты, уменьшающие сумму дохода от реализации» Лист 02 декларации по налогу на прибыль. |
С чем сравнивать. Внимание налоговых органов обращается на следующие показатели:
- расходы растут быстрее, чем доходы;
- расходы снижаются медленнее, чем доходы;
- расходы растут, а доходы снижаются;
- Изменения в доходах и расходах по данным бухгалтерского и налогового учета значительно расходятся.
Иногда для таких «неправильных» тенденций есть вполне объективные причины. Например, увеличение коммунальных платежей, дорогостоящий ремонт оборудования, скачок курса доллара при покупке материалов у иностранного поставщика и т.д.
Риск 5. Показатели, учитываемые для перехода на налоговый спецрежим, приближаются к предельным значениям
Каковы основные критерии. Показатели, для которых установлены лимиты, определены в Постановлении о налогообложении. Если компания соблюдает их, она получает право на:
- Применять упрощенный налоговый режим;
- Платить единый сельскохозяйственный налог.
Как их определить. Вот два шага для самостоятельного изучения:
- Запишите фактические значения показателей, по которым определяется квалификация для специального налогового режима;
- Посчитайте, сколько раз в течение года показатели вашей компании отклонялись от установленных пределов менее чем на 5%.
Если больше одного раза, это вызовет подозрения у инспекторов. Они думают так: организация «исправляет» данные, чтобы не потерять право на упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
С чем сравнивать. В таблице 5 приведены пороговые значения для специальных налоговых режимов в Постановлении о налогообложении. Информация актуальна по состоянию на конец 2021 года.
Таблица 5. числовые критерии для специального налогового режима
Индикатор | Ограничение |
Упрощенный налоговый режим: | |
— Доля других организаций в уставном капитале | Не более 25 %. |
— Среднее количество сотрудников | Не более 130 человек |
— Чистая балансовая стоимость основных средств | Не более 150 миллионов рублей |
— Доход | Не более 200 миллионов рублей. |
Система сельскохозяйственного налога (CAP) | |
— Доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в общем объеме продаж | Не менее 70% |
Риск 6. Расходы ИП по сумме приближаются к доходам
На чем основаны критерии. Доходы и расходы предприятия, состоящего из одного человека, который платит подоходный налог с физических лиц.
Как их определить. Согласно декларации о доходах физических лиц. Налоговики контролируют долю заявленных профессиональных вычетов. Он рассчитывается как отношение двух значений из строк Приложения 3 возврата:
- 060 «Сумма профессионального вычета»;
- 050 «Общий доход».
Строка 060 включает расходы индивидуального предпринимателя. Таким образом, доля профессиональных вычетов фактически является отношением расходов к доходам.
С чем сравнивать. Вероятность проведения инспекции на месте увеличивается, если расчетный коэффициент превышает 83%.
Примечание: если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то коэффициент вычета рассчитывается из суммы значений по строкам 060 и 050 по всем Приложениям 3. Их будет несколько, так как каждый вид деятельности заполняется, но в рамках одной декларации 3НДФЛ.
Риск 7. Вычеты по НДС превышают 89%
Что является основным критерием. Участие в вычетах по НДС.
Как это определить. На основании деклараций по НДС. Доля вычета рассчитывается как отношение двух строк из раздела 3:
- 190 «Общая сумма налога к вычету»;
- 118 «Общая сумма входного НДС с учетом восстановления сумм налога».
С чем можно сравнить. С показателем 89%. Это предел восстановления НДС на ближайшие 4 квартала, утверждает ФНС.
И это не принимается во внимание:
- вид деятельности компании;
- Право на применение налоговой ставки 0% или 10%.
Очевидно, что у таких организаций доля вычетов по НДС будет выше. Не исключено, что он превысит порог в 89%. Это означает, что для них возрастает риск контроля со стороны налоговых органов.
Риск 8. Сотрудничество с перекупщиками или иными посредниками, без которых можно обойтись
Что является основным критерием. Сотрудничество с реселлерами или посредниками. Другими словами, создание «цепочки подрядчиков».
Как определить. На основании договоров, которые подписывает компания. Важно понимать, что не сам факт сотрудничества с посредниками вызовет подозрение налоговых органов. Они отслеживают обстоятельства, при которых организация получит необоснованное налоговое преимущество. То есть, не имея на то законных полномочий:
- уменьшить налоговую базу;
- получать вычеты, освобождения от налогов;
- применять пониженную налоговую ставку;
- возместить налог из бюджета.
Это повышает риск проведения выездной проверки. Какие ситуации насторожат инспекторов, описано в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Вот несколько примеров:
- Разовый характер сделки;
- взаимозависимость сторон;
- регистрация контрагента незадолго до заключения сделки с контрагентом;
- Отсутствие у посредника имущества, необходимого для исполнения договора;
- Предоставление продукции в явно завышенных количествах, которые нереально произвести в установленные договором сроки;
- Использование определенной формы расселения, которая экономически не оправдана, и т.д.
Для того чтобы доказать, что компания честна и что посредник действительно необходим и тщательно подобран, следует проверить посредника. Например, запросить документы:
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- необходимые лицензии;
- доверенности на право подписи от имени компании.
Федеральная налоговая служба также имеет удобный сервис, с помощью которого можно быстро найти информацию о потенциальном партнере. Он озаглавлен «Деловой риск: проверьте себя и своего контрагента».
Помимо прочего, результаты анализа финансовой отчетности компании, с которой вы заключили договор, будут полезны в спорах с налоговыми органами. О том, как его проводить, читайте в статье «Экспресс-анализ финансового состояния компании: как провести диагностику по пяти показателям».
Риск 9. Перерегистрация в разных ИФНС
Что является основным критерием. Многократное снятие с учета организации и повторная регистрация в налоговых органах по новому месту нахождения.
Что повышает риск проведения аудита на месте. Инспекторы могут расценить «миграцию» налогоплательщика как попытку избежать налогообложения. Особые подозрения вызовут случаи, когда руководитель компании не проживает в регионе налоговой регистрации.
Риск 10. Рентабельность активов и продукции (товаров, работ, услуг) ниже среднеотраслевой
Каковы основные критерии. Два показателя:
- Рентабельность активов;
- Рентабельность проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Как их определить. Для их расчета вам понадобятся бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Вот формулы с номерами строк:
RA = PE ÷ (½ × Ан.г. + ½ × Ак.г.) = = = 2400 OFR ÷ (½ × 1600 ББн.г. + ½ × 1600 ББк.г.)
Где RA — рентабельность активов;
А — стоимость активов;
г.г., г.г. — начало и конец года;
GB — балансовый отчет;
FFR — отчет о финансовых результатах.
Rproduct. = НП ÷ (СП + КР + УР) = = 2200 ОФР ÷ (2120 ОФР + 2210 ОФР + 2220 ОФР)
где Rпрод — рентабельность проданных товаров, продукции, работ и услуг;
ПП — прибыль от продаж;
СП — собственная себестоимость продаж;
CR — себестоимость продаж;
SD — управленческие расходы;
С чем сравнивать. Со средними показателями по отрасли, которые Федеральная налоговая служба ежегодно пересчитывает и публикует на своем сайте.
Риск подвергнуться выездным проверкам возрастает для компаний, чья рентабельность на 10% и более ниже среднего уровня. Это относительное, а не абсолютное отклонение. Например, рентабельность активов в производстве продуктов питания на 2020 год составляет 8,7%. Это означает, что организации с менее чем 7,83% будут вызывать подозрение (8,7 — 8,7 × 10%).
Кроме того, данные за 2020 год были действительны для 2021 года и будут являться эталоном для 2022 года, пока Федеральная налоговая служба не опубликует новые данные. Это происходит в начале мая.
Риск 11. Финансово-хозяйственная деятельность с высоким налоговым риском
Каковы основные критерии. Способы, которые компания выбирает для ведения своей финансовой и деловой деятельности.
Как их определить. По перечню, приведенному в п. 12 Приложения № 2 к «Концепции системы планирования выездного налогового контроля».
А также разъяснения на сайте Федеральной налоговой службы в документе «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высокими налоговыми рисками». В нем содержится подробное описание схем, которые являются незаконными. К ним относятся: необоснованное налоговое преимущество, когда:
- Сотрудничество с недобросовестными компаниями;
- Фиктивное использование труда инвалидов;
- Продажа недвижимости и т.д.
Что можно сделать. Одиннадцатый риск во многом схож с восьмым. Существует такое же необоснованное налоговое преимущество, создающее видимость якобы подлинных сделок с посредниками, контрагентами с сайтов массовой регистрации и дисквалифицированными руководителями и т.д.
Иногда отсутствие должной осмотрительности при выборе делового партнера может привести к обратному результату. Даже самые честные компании могут так поступать. Поэтому, заключая контракт с новой организацией, целесообразно «проверить» ее и ее руководителей по различным контрольным базам данных. О сервисе с ФНС мы писали выше. Вот еще несколько:
- услуги.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000- проверить действительность паспорта директора;
- https://bo.nalog.ru/ — поиск финансовой отчетности потенциального партнера;
- https://kad.arbitr.ru/ — для выяснения истории судебных разбирательств с участием компании.
Как действовать в ходе проверки
Обеспечьте место для проведения инспекции.С первых шагов инспектора сопровождает ответственный сотрудник. Он или она проводит инспектора в специально отведенную комнату, конференц-зал или за стол в общей зоне. Офицер обеспечит инспектора всем необходимым, например, столом, стулом, письменными принадлежностями, бумагой для записей. Кроме того, сотрудник может предложить инспектору чай или кофе.
Предоставление документов в приемлемые сроки. Инспектор имеет право запросить любые необходимые документы, если они относятся к проверяемым налогам
и периоды, подлежащие проверке. Лучше всего не противоречить инспектору, скрывая информацию
и представить документы по требованию, в противном случае компании грозит изъятие документов или штраф в размере ₽200 за каждый не представленный документ.
Однако вы не обязаны приносить документы немедленно. Они могут храниться за пределами вашего бухгалтера, поэтому у вас есть 10 дней, чтобы выполнить требование инспектора. Если инспектору нужен большой список документов за один раз, попросите продлить 10-дневный срок.
Проверьте законность дополнительных средств.При необходимости инспектор не только проверит документы, но и получит информацию другими способами:
- запрашивает документы у подрядчиков и других лиц, включая банки;
- опрашивает свидетелей;
- проводит осмотр помещений;
- Назначает судебно-медицинского эксперта;
- привлекает специалистов и переводчиков;
- проводит выемку документов.
Для осуществления дополнительной деятельности инспектор должен получить распоряжение, подписанное руководителем или заместителем руководителя ФНС. Инспектор осуществляет дополнительную деятельность в соответствии со всеми правилами и нормами. Например, осмотр офисных помещений происходит в присутствии свидетелей. А во время изъятия вы имеете право передать инспектору копии, составив список изъятых документов. Если инспектор проводит дополнительные мероприятия с нарушением процессуальных норм, вы имеете право подать жалобу руководителю налоговой инспекции.
Выясните, каков результат. Когда инспектор закончит проверку компании, он выдаст сертификат. Через два месяца вы получите акт, из которого узнаете, как прошла налоговая проверка.
В этом акте налоговые инспекторы излагают информацию о бизнесе, документально подтвержденные факты нарушений, выводы и предложения инспектораОбщим правилом является наложение штрафа на компанию. Работник — руководитель или главный бухгалтер — будет оштрафован, если он действовал недобросовестно и необоснованно, и доначисления налогов возникли по его вине. Например, менеджер разработал схему, с помощью которой компания скрывала доходы и избегала налогов. Или главный бухгалтер намеренно исключил из бухгалтерского учета определенные первичные документы, чтобы уменьшить налоговую базу. Если суд признает работника виновным, он будет оштрафован.
ПРИМЕР:
Сохраните статью в 2 клика:
Суд обязал директора ОАО «НИИ ВОДГЕО» выплатить недоплату в размере более
76 миллионов рублей за включение в налоговые декларации заведомо ложных сведений о сделках с недобросовестными компаниями.
Важно: Если вы не согласны с результатами акции, в течение месяца подайте письменное возражение в районную ФНС, а если это не поможет, напишите жалобу в управление ФНС по вашему региону. Только после отрицательного ответа руководства вы можете обратиться в суд.