Нетворкинг – что это такое?

Бизнес — понятие многогранное и сложное. И успех коммерческого предприятия зависит от огромного числа факторов, а не только от способности наладить рекламу и продажи. Особую роль играют выбор ниши для бизнеса, умение составить бизнес-план и достигать целей. Но есть еще один фактор, о котором в последнее время говорить очень модно. Он скрывается за загадочным словом «нетворкинг». Давайте разберемся в значении термина, в его разновидностях и тонкостях, чтобы собраться с мыслями и начать работать в нужном направлении.

Нетворкинг — что это?

Слово «нетворкинг» (networking) имеет английское происхождение и буквально означает «работа с сетью». Как это понимать? Если сказать по-простому, имеется в виду сеть связей из друзей и знакомых. А «работа» в данном контексте означает способность правильно эти связи использовать. Безусловно, нетворкинг не следует и переоценивать. То есть от самих по себе знакомств с нужными людьми успех предпринимателя не зависит напрямую. И всё же без них очень сложно продвигаться по карьерной лестнице и решать проблемы. Это инструмент, который при умелом использовании может стать ключом к успеху.

По сути, знакомства бывают не только профессиональными, но личными и социальными. Нетворкинг охватывает целую сеть контактов с людьми, так или иначе способными посодействовать успеху бизнеса. Например, если состоятельного человека заинтересовали ваши идеи для бизнеса, это очень полезный контакт. После достижения договоренностей об условиях сотрудничества его друзья потенциально становятся и вашими приятелями. Это в идеале, так как бизнес живет по принципу «друг моего друга — мой друг». Не исключено, что кто-то даже ищет возможность стать инвестором с нуля, а вы окажетесь для такого человека частью его «сети контактов».

Кстати, при ее построении есть одна особенность — появляются друзья друзей, а потом у этих приятелей свои знакомые и т.д. Получается многоуровневая структура. Самое интересное то, что более полезными могут оказаться дальние, а не ближние связи, то есть люди, находящиеся даже на 5-6 уровне. Так что их тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Кому нужен нетворкинг?

Обычно деловые мероприятия организуются уже с прицелом на нетворкинг. Он считается как бы добавочной функцией, однако для кого-то может быть и основной. Если разобраться, то польза от нетворкинга затрагивает не только участников, но и организатора. Судите сами.

Польза участникам:

  • Важные знакомства ценятся даже больше, чем полученная информация и уровень обслуживания, потому что польза от связей более долгосрочная, а само мероприятие и его уровень довольно быстро забываются. Главное, что новые знакомые упрощают доступ к информации и помогают достигать успеха.
  • Если отбросить деловую сторону вопроса, то нетворкинг дает возможность найти единомышленников с общими интересами. Обмен опытом и мнениями тоже стимулирует участников к активности.

Польза организаторам:

  • Обратная связь благодаря общению тех, кто присутствовал на мероприятии. Допустим, речь идет об онлайновых или офлайновых встречах, после которых организуется бурное обсуждение в комментариях (например, в соцсетях). Если грамотно проанализировать активность аудитории в ленте, это даст пищу для размышлений. Например, по комментариям видно, что один спикер раздражает людей, а другой заинтересовал и вызвал доверие.
  • Опыт нетворкинга всегда пригодится для совершенствования. Этот вывод плавно вытекает из предыдущего пункта и является результатом обратной связи. Каждое следующее мероприятие можно сделать лучше предыдущего, если понаблюдать и провести вдумчивый анализ.

Естественно, полезен нетворкинг и спикерам или инвесторам, то есть непосредственно приглашенным важным персонам. Иначе бы они не ходили на такие мероприятия.

Разновидности нетворкинга

Тут нет множества классификаций по различным критериям. Есть всего два вида — позитивный и негативный.

Позитивный

Этот тип подразумевает, что человек ищет новые связи, думая о пользе других, а не только о своих интересах. Он больше дает другим, а не сосредоточен на желании «что-то поиметь».

Совет: предложение помощи должно быть как можно более искренним. Если оппонент увидит, что оно продиктовано корыстным интересом, это нивелирует весь позитивный эффект. Лучше, чтобы потенциальный партнер сам из чувства признательности за услугу захотел сделать что-то в ответ.

Негативный

В этом случае человек использует других исключительно в своих интересах. Разумеется, такие «связи» не понравятся окружающим, они не имеют надежной основы и поэтому недолговечны.

Важно: в цивилизованном мире иногда используется понятие «банк услуг». Это когда один помогает другому, возможно даже неоднократно, но потом при случае со спокойной совестью обращается за поддержкой, когда что-то нужно ему. Если, вопреки здравому смыслу, ответная услуга не предоставляется, это становится классическим примером негативного нетворкинга.

Основные правила нетворкинга

Обсудим некоторые правила нетворкинга, помогающие помнить о целях, а также тратить время и силы более рационально:

  1. Используйте разные средства: Интернет, личные встречи, опрос знакомых и так далее. Или приходите в клубы по интересам, но только не сидите всё время на одном месте.
  2. Заведите визитки и держите их всегда наготове. Там должны быть указаны имя и услуги, которые вы предоставляете. Давайте контакты в конце успешного диалога, а не сразу. Также деловой этикет заключается в том, чтобы проявить интерес к визитке собеседника. Получив ее, не кладите сразу в карман. Посмотрите и задайте вопросы, например о том, в каких случаях и по какому номеру можно звонить.
  3. Будьте искренни и честны в отношениях. Пустив пыль в глаза в первый раз, вы рискуете потом разочаровать потенциального партнера, поэтому лучше вести себя непринужденно и с добротой.
  4. Учитесь общаться на равных, а не свысока или как будто вам что-то должны. Не фамильярничайте и не допускайте вульгарности.
  5. Не будьте навязчивы. Если вы попросили об услуге, но не получили ее в нужный срок, не напоминайте об этом постоянно. Вероятно, человек не имеет возможности (желания) помочь или является безответственным. Эти причины достаточно весомы, чтобы в дальнейшем не стремиться иметь с ним дело. Есть смысл тактично напомнить о просьбе 1-2 раза, не больше.
  6. Поддерживайте связь хотя бы с теми, кто особенно дорог, а по возможности — со всеми. Каждому уделить много времени достаточно сложно, поэтому необязательно делать это в равной мере. Просто периодически напоминайте о себе.
  7. Избегайте болтовни и сплетен. Время слишком дорого, не тратьте его на пустые разговоры. Хорошие шутки в небольшом количестве могут оказаться уместны, но нет необходимости поддерживать имидж клоуна. Также обсуждение плохих сторон других людей и передача иной негативной информации только испортят вашу деловую репутацию.
  8. Считайте всех равными, не делите на более и менее важных. Порой помощь может прийти с неожиданной стороны.
  9. Если человек, с которым нужно взаимодействовать, вам неприятен, подавите эмоции и всё-таки идите на контакт.

Это базовые принципы, но есть и особенности поведения непосредственно на мероприятиях, куда люди приходят с целью завести знакомства:

  1. Воодушевляйте других своим энтузиазмом по отношению к любимому делу. Кого заинтересует человек, который о своей деятельности говорит сухо, как по бумажке, или вовсе не доволен ею?
  2. Знакомьте людей друг с другом. Когда вы сводите одного товарища с другим — это узлы в вашей сети, делающие ее прочнее.
  3. Учитесь проводить самопрезентацию. Придумайте хотя бы 5 разных способов рассказать о себе, чтобы заинтересовать собеседника. Но сочиняйте не на ходу, а заранее.
  4. Интересуйтесь собеседником: называйте его по имени, задавайте открытые вопросы, требующие развернутого ответа.
  5. Определите приоритеты. Оцените, сколько времени есть в распоряжении, наметьте цели. Они могут быть количественными (познакомиться с 30 людьми из 50) или качественными (нужен конкретный инвестор или владелец компании).
  6. Держите одну руку свободной и чистой. Это чисто технический, но очень важный момент. Если у вас в одной руке папка с документами, а в другой пончик, возможностей для нетворкинга становится гораздо меньше. Вам же нужно при случае пожать руку или предоставить визитку.
  7. Доводите начатое до конца, подогревайте интерес к своей персоне хотя бы в течение недели после знакомства.

Где можно научиться нетворкингу?

Если мы хотим освоить какое-то дело, то ищем крутого специалиста или учебное заведение, узнаем стоимость услуг, оцениваем возможности, находим средства. А где научиться нетворкингу? Вряд ли тут подойдет вариант написать объявление и пассивно ждать. В данном случае лучше поискать самому и выбрать один из следующих вариантов:

  1. Короткие тренинги продолжительностью 1-2 дня. Их стоимость обычно составляет 10-70 тысяч рублей.
  2. Онлайн-курсы. Они дают некоторые удобства и обходятся примерно в 3 000 руб. Но тут нужна жесткая самодисциплина, поскольку нет живого взаимодействия с другими участниками — только выполнение заданий через онлайн-кабинет.
  3. Персональный коучинг, длящийся 1-3 месяца. Он стоит от 50 до 150 тыс. руб. и достаточно эффективен благодаря личному вниманию тренера.
  4. Хорошая бизнес-школа. Самый дорогой способ, но всё-таки более действенный, чем остальные. Стоит, однако, учесть, что пока такие школы не очень развиты в России, западные имеют значительные преимущества в опыте и квалификации.

Сохраните статью в 2 клика:


Вот такая она — наука по созданию сети рабочих контактов. Раньше предполагалось, что связи появляются сами собой, что одним с ними повезло, а другим нет. Считалось, что родственные узы и случайные встречи — один из ключевых факторов успеха. Но на деле всё поддается логичным «математическим» правилам. Пусть они будут в крови, отпечатаются в памяти, словно таблица умножения, — и успех обязательно придет.

x