Краудсорсинг — значение термина и возможности подхода
В последние десятилетия во всем мире стремительно набирает популярность краудсорсинг. Его используют как эффективный инструмент реализации оригинальных проектов, развития бизнеса, создания инновационных продуктов. Многие предприниматели решают таким путем оптимизировать деятельность своей организации, продвинуть торговую марку, привлечь авторитетных экспертов.
Что такое краудсорсинг?
Краудсорсинг (от анг. сrowd – толпа, sourcing – использование ресурсов) – это политика привлечения к решению определенных проблем, воплощению в жизнь авторских проектов, множества людей с мощным творческим, научным потенциалом без заключения трудового договора. Понятие можно охарактеризовать как процесс передачи функций, заданий определенной группе людей за пределы компании, организовав решение задачи силами добровольцев, практически всегда с использованием информационных технологий. Многие позиционируют это направление как такое, что создается в расчете на предполагаемое желание потребителя бесплатно или за небольшую плату поделиться со своими идеями, разработками исключительно из интереса увидеть результат их реализации. Оно не имеет ничего общего с хайпами – мошенническими проектами в формате инвестиционных фондов с высокой доходностью, которые нацелены на обман.
В нише бизнеса с помощью краудсорсинга получают интересные идеи, выполняют актуальные задачи, воплощают в жизнь проекты, но не силами профессионалов, а привлекая сторонних лиц, онлайн-сообщества, а также используют его как модель поиска решения важных вопросов. А вот краудфандинг означает коллективное финансирование или вклад других ресурсов для реализации стартапа, функционирования организаций.
Краудсорсинг – относительно новый инструмент развития предприятий, в частности, для российского рынка, но он уже зарекомендовал себя как эффективное средство достижения целей. Кроме этого, появляется все больше отечественных краудсорсинговых интернет-площадок, которые создают для сбора и анализа новых идей, предложений, например, WIKIVOTE!, crowd.mos, биржа Simex и другие.
Особенности крадусорсинга:
- отсутствие любых договоров (например, трудового);
- функции передают неопределенному кругу лиц;
- выполнять поручение могут люди, не работающие в определенной сфере;
- услуги чаще всего не оплачиваются;
- решение спорных вопросов лежит на организаторе;
- ответственность за результаты работы несет организация, передающая функции на краудсорсинг;
- качество результатов проведенных работ нельзя гарантировать.
Впервые термин был употреблен Джеффом Хауи в статье, размещенной в журнале Wired. Он определял его как способ применения труда людей, готовых к работе, компаниями, работающими в различных сферах профессиональной деятельности с целью максимально эффективно использовать их интеллект, творческий потенциал. В последнее время этот подход все чаще используется для более продуктивного функционирования компаний в современных рыночных условиях как новый способ ведения бизнеса, толчок для его развития.
Возможности и перспективы краудсорсинга
Краудсорсинг – это не метод получения прибыли. Его позиционируют как средство, с помощью которого получится завоевать уважение в определенных кругах, сформировать экономику репутации (когда люди делают определенную работу, чтобы получить признание от сообщества коллег). Преимущество такого подхода состоит в том, что отпадает необходимость тратить большие деньги на рекламу, маркетинг.
Краудсорсинг активно распространяется благодаря интернету. Люди участвуют в таких проектах, как правило, за маленькую плату или вообще бесплатно. При этом эффективность их работы очень высока (несмотря на отсутствие значимого материального вознаграждения). Такое поведение многим покажется нелогичным, но для тысяч людей главным стимулом являются не деньги, а идея, которая может принести благо обществу, полезной сфере его жизни. На этом убеждении и построен краудсорсинг.
Совет: если у предпринимателя есть инвестиции и он хочет с их помощью заработать, краудсорсинг – не самый подходящий вариант. Куда вложить 1000000 рублей, чтобы заработать? Можно организовать свое производство, открыть предприятие из сферы услуг, главное – ориентироваться в выбранной нише, сформировать рынок сбыта, клиентскую базу.
Считают, что начало краудсорсингу было положено движением за открытые исходные коды в программном обеспечении. Удачные проекты краудсорсинга доказывают, что часто правильно организованный общественный труд оказывается более эффективным, чем работа корпорации. Те, кто участвуют в них, делают это с энтузиазмом и не наедятся на прибыль, а только на создание чего-то красивого, полезного, инновационного. Но в то же время принципы краудсорсинга начали активно использовать для продвижения, улучшения рентабельности бизнеса. Например, в 2000-ых годах компания Procter & Gamble из-за значительного спада эффективности работы, снижения прибыли решила запустить инновационное решение – стратегию «Соединяй и развивай». Она предполагала привлечение ученых всего мира для создания новых продуктов, генерации оригинальных идей. На специально созданном сайте YourEncore специалисты неполный рабочий день воплощали в жизнь корпоративные проекты за отдельную плату или моральное удовлетворение от решения трудной задачи. При наличии определенных условий группа людей практически всегда превзойдет любое число штатных работников.
Примеры удачного краудсорсинга:
- сайт Threadless Джейка Никелла, Джейкоба Дехарта (изготовление футболок с авторскими рисунками, которые выбирают на конкурсе, победитель получает ее бесплатно, дополнительно – 2000$, подарочный сертификат на 500$);
- сайт на тему фотографии Брюса Ливингстона – iStockphoto, который со временем превратился в один из самых сильных ресурсов, хотя изначально проект создали для бесплатного обмена авторскими фото между знакомыми дизайнерами (чтобы сэкономить на услугах фотобанков).
Краудсорсинговая площадка – идеальное место для обмена креативными идеями, нестандартными решениями, опытом, профессиональными знаниями, навыками для творческих людей. Именно в таких проектах они могут заявить о себе, найти партнеров. В результате такой коллективной работы над продуктом он становится более ориентированным на конечных потребителей, что позволяет максимально эффективно корректировать развитие бизнеса с минимальными вложениями. Как быстро разбогатеть в России с нуля? Это довольно трудно, и краудсорсинг в этом точно не поможет. Как вариант можно организовать свое дело, положить деньги на депозит или приобрести драгоценные металлы.
Сохраните статью в 2 клика:
Краудсорсинг все чаще используется (и довольно эффективно) не только для продвижения креативных проектов, но и для повышения рентабельности, увеличения масштабов бизнеса. Успех подобного решения объясняется тем, что совместная работа большого количества людей, объединенных общей идеей, энтузиазмом, имеет намного больший успех, чем деятельность одного человека, и не требует привязки к географическому месту нахождения, дает возможность организатору достичь цели без больших финансовых вложений.