Кому, когда и зачем нужен ЕГРП: разгадка аббревиатуры

Современные реалии заставляют нас постоянно изучать новое в законодательстве. Отечественные предприниматели выясняют, что такое КУДиР, а любая сделка с недвижимостью сталкивает нас с другой загадочной аббревиатурой – ЕГРП. Что это за таинственное буквосочетание? Зачем нужно регистрировать свою недвижимую собственность в ЕГРП? Что такое выписка из ЕГРП?

Как обычно, изучать вопрос нужно с самого начала, то есть с теории. Без общих сведений о том, что такое ЕГРП и для чего, собственно, он служит, какие функции выполняет и в каких целях создан, наше понимание о документах, им выдаваемых, останется на бытовом уровне.

Что это ЕГРП — предназначение и функции, цели и задачи

ЕГРП – государственный институт, подраздел Росреестра, созданный в рамках системы, базирующейся на Гражданском кодексе РФ. Он предназначен для регистрации имущественных прав различного характера. Федеральный закон и ГК РФ единогласно подчеркивают, что такие операции, как регистрация прав на любой объект недвижимости, могут производиться только государственными структурами. Здесь следует учитывать, что есть существенные юридические отличия между регистрацией прав на имущество и регистрацией самого недвижимого имущества в качестве объекта. Во втором случае — это описание с указанием конкретных параметров и технических характеристик. Оно может производиться организациями на коммерческой основе.

Регистрация имущественных прав – прерогатива исключительно государства. Это юридический акт, который определяет факт возникновения, перехода, обременения и прекращения прав на объект недвижимости. Другими словами, без регистрации нет доказательств, что конкретный объект недвижимости принадлежит кому-либо.

Записи обо всех вещных правах производятся по единой системе. В ЕГРП содержится вся информация о каждом объекте недвижимости страны, хранится она бессрочно. В сведениях отражаются все данные, включая информацию о правообладателях, о прекращенных и существующих правах на объект. То есть по этим записям возможно проследить всю «судьбу» квартиры или дома по цепочке от собственника к собственнику, кем и кому недвижимость была продана или подарена, либо же переход наследникам, видны также и другие сделки с ней.

Формируется учет на базе кадастровых номеров, присвоенных каждому земельному участку. Если такого идентификатора нет, то применяется условный номер, назначенный органом госрегистрации. Классификация отражает разделы самого ЕГРП, их три:

  • земельный участок (первая часть нумерации);
  • объекты, сооружения, здания, технические строения (второе звено);
  • неотъемлемые части зданий, сооружений (нежилые помещения, квартиры и т.п.).

Стоит знать, что комнаты в квартирах считаются неделимой частью и не рассматриваются в качестве объектов недвижимости. В случае с коммунальными квартирами, где зачастую сделки проводят только с их частью, записи с изменениями вносятся в данные по целому объекту (квартире), а выписка из ЕГРП также выдается на квартиру с указанием всех собственников.

В ЕГРП используют как электронные, так и бумажные носители. Организован Единый госреестр в 1998 году, поэтому многие данные хранятся в традиционном виде. Практически по каждому объекту в ЕГРП есть актуальная информация касательно:

  • владельца/владельцев недвижимости, внесены их полные данные;
  • всех проведенных сделок (мены, купли/продажи, дарения) с датами их совершения и основанием (серия, номер и дата заключения договора, стороны, кем документ заверен);
  • информации обо всех наложениях арестов на имущество и их снятии;
  • обременения объекта (находится ли он в залоге, нет ли правопритязаний третьих лиц).

Отдельно хранятся межевые и кадастровые планы, другая техническая документация по объектам.

Основной функцией Единого реестра следует считать подтверждение от имени государства прав (любого формата) на объект недвижимости. Это проводится посредством юридического анализа документов, предоставляемых лицами и организациями в адрес ЕГРП, на базе которых и принимается решение о госрегистрации.

Главная задача ЕГРП – легализация сделок с недвижимостью, учет всех возникающих прав и обязанностей собственников, а также недопущение мошеннических действий в сфере. Собственно, даже при заключении простого договора на перевозку груза участники прописывают ответственность сторон и в этом пункте стараются застраховать себя от неправомерных действий партнера, предусматривают компенсации, штрафные санкции и подобное. При сделках с недвижимостью, где фигурируют крупные суммы, ЕГРП и его информация – своеобразная гарантия безопасности. Документ с информацией об объекте недвижимости – выписка из ЕГРП.

Что это такое выписка из ЕГРП?

Это документ, где указываются все сведения об объекте недвижимости. Есть две разновидности выписки: она может быть краткой или детальной (расширенной). Сегодня существует 11 узаконенных вариантов выписок, формат зависит от типа требуемой информации и конкретного объекта недвижимости.

Основную (краткую) может получить любой желающий. Для этого ему необходимо обратиться в Единый реестр, оформить заявление и уплатить госпошлину, к примеру, через платежный терминал или банк. Расширенную может получить собственник недвижимости, его доверенное лицо, залогодержатель либо же сотрудники государственных и муниципальных органов.

Как правило, даже стандартная выписка содержит всю необходимую информацию, чтобы определить юридическую «чистоту» объекта.

Совет: если перед вами встала задача проверить квартиру или дом перед приобретением, то учитывайте, что чем «свежее» выписка из ЕГРП, тем надежнее ваш тыл прикрыт. Собственно, для проведения сделки годится документ месячной давности (срок действия выписки составляет 30 календарных дней), но за такое время мошенники раз пять могут продать один и тот же объект со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями для вас.

Расшифровка документа не составляет труда. Как правило, она похожа на опросный лист, где есть пункт-вопрос и ответ на него в этой же графе. Выписка содержит:

  • данные о кадастровом номере (или условном, если первый не присвоен по каким-то причинам);
  • наименование, назначение, точную площадь и адрес объекта (к примеру, квартира из 3-х комнат, жилое, 58,6 кв.м., г. Москва, Большая Садовая, 302-бис, кв. №50);
  • сведения о правообладателе;
  • информацию о виде права (например, общая долевая собственность, ½ доля);
  • дополнительные данные об ограничениях, договорах участия в долевом строительстве, правопритязаниях, о заявленных в судебном порядке правах требования (сведения даются по каждой доле).

Кроме того, на ней обязательно указывается дата выдачи, также документ заверяется печатью и подписью государственного регистратора. В детальной версии прописывается вся «история» недвижимого объекта.

Как получить выписку из ЕГРП?

Практически вся информация Единого реестра находится в свободном доступе, поэтому выписку из ЕГРП получить сегодня даже проще, чем открыть расчетный счет для ИП и ООО. Это можно сделать:

  • При непосредственном обращении в Управление ФРС (Федеральной регистрационной службы), Кадастровую палату или многофункциональный центр (МФЦ), работающий по принципу «единого окна». Два первых варианта сработают чуть быстрее, заявитель сможет получить необходимый ему документ уже по истечении 2-3 рабочих дней. МФЦ – более длительная версия, однако она удобна тем, что оформление заявления на себя возьмет госслужащий, да и получение здесь проще, потребуется только прийти в назначенное время с паспортом и распиской о принятии данных в обработку.
  • В онлайн-режиме через портал госуслуг, где находится пошаговая инструкция и ссылка, ведущая на сайт Росреестра, сам ресурс ФСГР, некоторые другие сервисы. Здесь потребуется несколько несложных манипуляций и сканы документов. Оплату госпошлины можно сделать в процессе работы с онлайн-сервисом. Есть возможность заказать выписку как в бумажном, так и в электронном виде.

Совет: если вы в дальнейшем планируете распечатать электронную версию, а затем предоставить этот документ в финансовую организацию для получения ипотеки, кредита или в другое учреждение, к примеру, доказывая свою платежеспособность при взятии авто в лизинг для юридических лиц, где нужен именно бумажный носитель, то учтите, что ни печать, ни подпись в этом случае не отразятся. Они имеют цифровой вид. Здесь лучше остановиться на традиционной форме.

  • При интерактивном варианте заказа выписки следует учесть, что документы заявителя должны быть отсканированы и заверены электронной цифровой подписью. Установленный срок получения – 5 рабочих дней, хотя он может быть продлен, если поиск сведений об объекте будет затруднен какими-либо обстоятельствами.
  • Именно такой фактор, как необходимость ЭЦП (электронная цифровая подпись), для многих желающих получить выписку из ЕГРП в онлайн-режиме становится препятствием. В случае сложностей с ЭЦП можно обратиться к посредническим организациям, которые по своему роду деятельности часто пользуются услугами Росреестра и по необходимости обзавелись специальным официальным ключом доступа к базе ведомства.
  • Также можно отправить свой запрос на предоставление выписки по почте, что, правда, не всегда удобно и довольно долго.

Есть еще два момента, которые практически не позволяют подключить к процессу получения выписки современные технологии:

  • Если необходим документ, содержащий сведения ограниченного доступа. В перечень таких включают данные о содержании правоустанавливающих документов, о частичной или полной недееспособности правообладателя, обобщенную информацию по всем объектам недвижимости одного лица (существующие или бывшие в собственности).
  • В случае отсутствия точного адреса, кадастрового номера, другой подробной информации об объекте. При подаче заявки с неточными или неполными сведениями существует высокий риск отписки.

Иногда открыть аптеку с нуля проще, чем полностью и абсолютно правильно оформить документы на недвижимость. А ведь они необходимы не только в случаях проведения сделок какого-либо характера. Даже банальный банковский кредит небольшого размера охотнее выдадут владельцу квартиры, чем тому, кто не может подтвердить свой статус солидного и платежеспособного гражданина хотя бы наличием собственности. Поэтому обращаться в ЕГРП с заявлением о регистрации недвижимости нужно не только после ее приобретения, получения в наследство или в подарок. В запись об объекте вносятся изменения:

  • при изменении адреса нахождения объекта (возможно при переименованиях населенных пунктов, улиц, смещениях номеров зданий, связанных с застройкой и подобным);
  • при смене функционального предназначения (вывод из жилого фонда, ввод и т.п.);
  • при перепланировках, получивших отражение в технической документации, увеличении/уменьшении площади.

Сохраните статью в 2 клика:


Еще раз стоит акцентировать внимание, что информация из ЕГРП об объектах недвижимости позволяет провести «чистую» в юридическом плане сделку с ней. Предупреждение о том, что без выписки из Единого реестра не стоит ни покупать, ни даже арендовать площади, кажется лишним. Однако, к большому сожалению, и сегодня есть случаи, когда мошенники завладевают крупными суммами, которые им отдают беспечные люди. А ведь стоит сделать буквально пару операций, потратить немного своего времени и денег на получение актуальной и правдивой информации из ЕГРП, полностью застраховав себя от будущих проблем. К вам не будут предъявлять претензии обиженные прошлым владельцем родственники, вам не смогут продать квартиру по подложным документам, вы будете уверены, что ваша недвижимость – ваша полноправная собственность. А зарегистрировав право на нее, вы сможете ею распоряжаться по своему усмотрению.

x

Добавить комментарий