Вендинговый аппарат: что это такое
Стремительные темпы развития вендингового бизнеса стали одним из наиболее примечательных трендов последнего десятилетия. Вендинговый бизнес – это продажа товаров широкого потребления через автоматы самообслуживания. Другими словами, это торговый бизнес, роль продавца в котором выполняют роботы – торговые аппараты. В западных странах это целая индустрия с многомиллиардным оборотом.
Многие считают данное явление достаточно новым направлением, но первые автоматы появились в Англии еще в XVII веке. С их помощью продавали табак. После этого внедрялись аппараты по продаже напитков. Даже в СССР практически символом стал автомат по продаже газировки. Помните – 1 коп. без сиропа и 3 коп. с сиропом? После распада Союза вендинговые аппараты исчезли, но уже сегодня они появились в новом высокотехнологичном виде.
В Японии, которая является мировым лидером вендингового бизнеса, 60% всех розничных продаж осуществляется через торговые автоматы. Не исключено, что роль «живого продавца» там скоро уйдет в историю.
Виды вендинга
Аппаратов вендингового бизнеса большое количество, постоянно появляются новинки. Существуют даже автоматы по продаже зонтов или живых крабов.
Самыми популярными направлениями вендинга в России можно назвать продажу:
- кофейных напитков, чая;
- снеков – чипсы, вафли, орешки, шоколадки, сухарики и др.;
- еды – гамбургеров, пирожков, пончиков, чизбургеров, хот-догов, бутербродов и пиццы;
- жевательной резинки;
- газированной воды (в пластиковых бутылках);
- игрушек;
- презервативов;
- бахил в больнице;
- печатных СМИ.
Также популярными становятся автоматы по предоставлению услуг – мгновенное фото, весы, аппараты для зарядки мобильных устройств. Начинает свое активное развитие в России и развлекательный вендинг – мини-аттракционы, игровые и сувенирные аппараты.
Преимущества и недостатки
Бизнес на вендинговых аппаратах специфический, имеет много плюсов, но не избавлен от рисков. Если вы не знаете, выгодно ли устанавливать торговые автоматы или же выбрать более традиционные направления, к примеру, открыть парикмахерскую с нуля, стоит взвесить все «за» и «против».
Плюсы вендинговых аппаратов:
- Нет необходимости нанимать большой штат сотрудников. Для эффективной работы нужен наладчик-инженер, который сможет обслуживать аппараты. При более крупном масштабе в штат входит бухгалтер и водитель, который развозит товар. На первом этапе эти функции может выполнять владелец аппаратов.
- Нет риска некомпетентного обслуживания, кражи со стороны персонала. Отсутствие продавцов исключает зависимость от человеческого фактора.
- Экономия на аренде. Один вендинговый автомат занимает 1-1,5 м². Установив его даже в самом дорогом торговом или развлекательном центре, арендная плата много не займет.
- Работа 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
- Нет необходимости арендовать складское помещение. Всю продукцию можно просто покупать и устанавливать в аппараты или хранить ее у себя дома.
- Не нужно тратить деньги на рекламу. Главное – установить автомат в удачном месте.
- Не нужно тратиться на покупку и регистрацию кассового аппарата.
- Повышенный интерес у населения. Если на американском или азиатском рынке вендинговые автоматы – обычное дело, то для россиян они еще непривычные, особенно если продают не кофе или жвачки. Бросить монетку и достать желаемое нравится детям. Даже если продукция не вызывает интерес, им нравится сам процесс покупки.
Недостатки и риски вендингового бизнеса:
- Вероятность поломки аппарата. В таком случае доход падает вдвойне – из-за прекращения торговой деятельности на момент поломки и из-за дополнительных затрат на ремонт.
- Вандализм. Мимо вендингового аппарата будут проходить много людей. Как показывает практика, у некоторых может возникнуть желание что-то поломать, сильно ударить его или разрисовать красками. Особенно вандализм актуален для автоматов, расположенных на улице. Избежать неприятного явления полностью не удастся, но если вендинговый аппарат разместить в здании, вероятность повреждения будет меньше.
- Перебой с системами коммуникации. Аппараты не могут функционировать без электричества, а некоторые, например, кофейные автоматы, требуют водоснабжения.
- Зависимость от расположения.
- Конкуренция.
Выбор места
От месторасположения автомата зависит успех бизнеса. Главная цель – высокая проходимость, большое скопление людей. Начать можно с торговых и развлекательных центров, учебных заведений, офисных помещений, вокзалов и аэропортов.
Также необходима целевая направленность. В небольшом универмаге, где ежедневно бывают тысячи людей, продажи не будут высокими, так как люди спешат сделать покупку и уйти по своим делам. В офисе, где работает около сотни сотрудников, продажи будут более выгодными.
Стоимость аренды зависит от руководства. Некоторые за месяц платят 1,5-2 тыс. руб., в крупных бизнес центрах столицы аренда стоит 8-10 тыс. руб. Некоторые дают разрешение установить аппарат бесплатно, но их нужно убедить об его удобстве, пользе и безопасности.
Организация вендингового бизнеса
Простота организации и сравнительно невысокий порог вхождения делают данный бизнес привлекательным для многих начинающих предпринимателей, которые занимаются поиском идеи для малого бизнеса. Алгоритм организации вендингового бизнеса прост и состоит из следующих этапов:
- регистрация в государственных органах;
- аренда площади с розеткой или близкой разводкой;
- приобретение или аренда вендингового аппарата;
- покупка и зарядка всех ингредиентов для аппарата;
- подключение, периодическая инкассация (примерно раз в три дня).
Для ведения бизнеса, даже если вы устанавливаете всего один автомат, оформление в государственных органах очень важно. Для этого нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Если планируется открытие большой сети автоматов по всему городу, выгодней оформлять общество с ограниченной ответственностью.
Допустимые формы налогообложения – упрощенная система, единый налог на вмененный доход или патентная система налогообложения. Код ОКВЭД – «52.63. Прочая розничная торговля вне магазинов».
Следующий этап – получение сертификатов на используемые ингредиенты, реализуемую продукцию. Их предоставляет поставщик.
Для установки вендинговых аппаратов не нужно оформлять лицензии или разрешения. Но персонал, которые проводит инкассацию и обслуживает автоматы, должен при себе иметь медицинскую книжку. Его копия хранится в основном пакете документов.
Сколько стоит кофейный автомат?
Стоимость кофейного автомата варьируется в пределах 120-320 тыс. руб. Видов кофемашин много: обычные классические, обновленные с ярким дизайном и более широким спектром предложенных напитков, новинок. Недавно на рынке появились аппараты отечественного производства, которые характеризируются невысокой стоимостью (120-180 тыс. руб.).
Чтобы выбрать оптимальный вариант, нужно изучать максимальное количество информации: описание, отзывы на форумах, характеристика моделей, сколько стоит. Также стоит отталкиваться от следующих факторов:
- репутация производителя;
- наличие сервисных центров в городе;
- гарантия;
- вместительность аппарата;
- технические характеристики: скорость приготовления напитка, потребляемая мощность и др.
Кофейный автомат: прибыль в месяц
Прибыльность вендинговых автоматов зависит от ряда факторов – выбора места, региона расположения. Для некоторых важно, сколько стоят предлагаемые напитки. В некоторых случаях важна сезонность (к примеру, при расположении в вузах). Как правило, выйти на точку безубыточности удается за 8-16 месяцев.
Сколько стоит организовать бизнес на вендинговых автоматах? Рассмотрим затраты и доходы одного кофейного аппарата:
- себестоимость порции кофе – 5-10 руб.;
- цена реализации – 20-35 руб.;
- прибыль с одной порции (средняя) – 15 руб.;
- продажа в сутки – 50-100 стаканчиков.
Исходя из примерных расчетов, в день доход составит от 750-1500 руб., в месяц – 22-45 тыс. руб.
За сколько времени окупается кофейный автомат?
Из всех видов вендинга кофейные аппараты в нашей стране считаются самым выгодным направлением. Они не требуют сложного обслуживания (в одном аппарате помещается около 300 порций кофе) и позволяют сделать максимальную наценку. Поэтому именно кофейному вендингу принадлежит 65-70% всего бизнеса на автоматах.
Затраты бизнеса:
- арендные платежи – 1500-10000 руб.;
- коммунальные и налоговые платежи – 2000-4000 руб.;
- обслуживание аппарата – 500 руб. в месяц.
В месяц в среднем можно заработать около 20 тыс. руб. из одного автомата. Верхний предел может составлять и 50 тыс. руб., но это при правильном выборе месса. Нижний предел может быть равен нулю. Поэтому перед началом организации нужно рассчитать все организационные моменты, рассмотреть другие перспективные идеи, новинки. Возможно, окупить вложенные инвестиции быстрее и получать высокий доход проще, работая по франшизе КФС.
Совет: чтобы выйти на точку безубыточности, в день нужно продавать 30-50 порций кофе. Если уровень продаж меньше – меняйте место расположения.
Вендинговые аппараты как бизнес: отзывы
Вендинговый бизнес многие относят к перспективному и быстрорастущему. И новички, и опытные предприниматели, которые занялись установкой и обслуживанием автоматов, высказывают в основном положительные отзывы.
По мнению Светланы Тимошенко, директора вендинговой компании, не стоит начинать с установки 1-2 аппаратов. Минимальное количество – это 10 автоматов, меньше нет смысла, так как расходы на открытие и обслуживание в буквальном смысле «съедят» весь доход.
Также опытные игроки вендингового бизнеса рекомендуют уделять большое внимание продаваемой продукции, ингредиентам – если это продажа еды или напитков. «Приучив» потенциального покупателя к своей продукции, можно обеспечить себя стабильным доходом даже в кризис.
Причинами отрицательных отзывов стал вандализм и завышенная стоимость аренды. Многие начинающие предприниматели жалуются на жесткую конкуренцию, которую не под силу преодолеть новичку с небольшим стартовым капиталом.
Владимир:
Самой большой проблемой для меня стал не вандализм и конкуренты, чего опасался, судя по отзывам, а нечестный персонал. Стал замечать, что выручка пропадает то из одного, то из другого автомата. Провел небольшое расследование. Оказывается, инкассатор сделал себе копию ключей и периодически опустошал то один, то другой аппарат. Теперь более серьезно отношусь к набору обслуживающего персонала.
Евгений:
Вендинг – это высокоинтеллектуальный бизнес. Добавил несколько новинок – и понял, насколько все связанно между собой. Округлил цены – больше не нужно мучиться с закладкой монет для сдачи. Установил опцию, что позволяет системе принимать купюры по 100 рублей – продажи выросли на 7%.
Марина:
Не рекомендую даже смотреть в сторону китайских производителей. Цены у них, конечно, ниже, но и качество соответствующее. В Китае есть хорошие автоматы, но они на экспорт не идут. Если же новый вендинговый аппарат сломается, нужно будет тратить много времени и нервов, чтобы вернуть его назад по гарантии.
Николай:
Занимался вендингом в небольшом городе. Сейчас в столицу переехал, думал, тут дело продолжить, но все гораздо сложнее. Никакого положительного отзыва добавить не могу – конкуренция везде, а цены на аренду вообще зашкаливают. Покажите мне хоть одно место, где продажи будут от 50 стаканчиков кофе в день, а цена аренды не больше 100-120 долларов? Такого просто нет!
Вендинговый бизнес в России находится на стадии активного развития. Самым популярным и выгодным видом является установка кофеавтоматов, но и другие сферы, новинки не лишены перспектив. Процесс организации очень простой, ни оформление документов, ни покупка оборудования не займут много времени. Главное в данном бизнесе – удачное месторасположение. Если вам удастся его найти, окупить проект можно меньше, чем за год. Вендинг – востребованный бизнес в кризис, который будет приносить деньги, даже когда вы спите.