Телемаркетинг — что это такое?

Наверное, вы согласитесь, что различные технологии настолько вошли в нашу жизнь, что порой надоедливые звонки с целью что-то продать или разрекламировать начинают раздражать. Однако для многих это является основным средством получения дохода. Возможно, и вы задумываетесь о том, чтобы попробовать свои силы в телемаркетинге. Каковы виды и цели такой деятельности, ее плюсы и минусы? Об этом пойдет речь далее.

Что такое телемаркетинг?

Телемаркетинг — это непосредственное общение между продавцом и покупателем с задействованием телефонных технологий; оно включает возможность продажи услуг и товаров, а также продвижение и рекламу.

Несмотря на то что телефон был запатентован в конце 19-го века, применять его для потребительских нужд и в сфере продаж начали намного позже. Как показывает история, телемаркетинг возник в 70-ых годах прошлого столетия, что существенно изменило роль телефона в жизни человечества. Новый же скачок в развитии данных услуг произошел в 21-ом веке после внедрения сотовых аппаратов. В настоящий момент в России телемаркетинг только начинает набирать обороты. В этой отрасли моду, безусловно, задает Запад. И в ней постепенно происходят изменения, направленные на повышение прибыли и коэффициента полезного действия.

Если раньше компании должны были содержать большие отделы продаж, то впоследствии многое изменилось: стало выгоднее нанять нескольких квалифицированных операторов. Многие фирмы заключают договоры с аутсорсинговыми колл-центрами Но стоит отметить, что их российским аналогам необходимо совершенствоваться и набираться опыта. Совсем иная картина в другом полушарии Земли.

В США более 50% компаний составляют контракты со сторонними центрами для совершения звонков, так как это зачастую выгоднее, чем расширять собственный штат сотрудников. В Северной Америке свыше 3% населения работает в этой сфере. Россия же пока задействует для этого приблизительно 0,6% своих жителей.

Виды

Различают два вида телемаркетинга — входящий и исходящий. Обсудим их поподробнее.

Входящий

Входящий телемаркетинг анализирует и обрабатывает данные для роста и удержания продаж. В таком случае инициатива исходит от покупателя. Часто звонки поступают после проведения рекламных акций, отзывов в СМИ, объявлений в Интернете или в результате организации «горячей линии».

Важно: поскольку заинтересовавшийся человек сам совершает звонок, есть хороший шанс превратить его в клиента. Принятый номер заносится в базу актуальных контактов и в дальнейшем может использоваться компанией в своих целях.

Также входящий вид телемаркетинга позволяет качественно прорекламировать продукцию, ведь человек звонит для того, чтобы разобраться в ее нюансах. И если заинтересованность клиента развита, его можно перенаправить непосредственно к продавцу.

Чем занимаются специалисты колл-центров, если речь идет о входящем телемаркетинге? Вот несколько прямых и косвенных обязанностей:

  1. Работа с обращениями. Операторы трудятся круглосуточно и готовятся индивидуально к вашему проекту. На все вопросы клиентов отвечают информативно и вежливо.
  2. Обработка заказов. Сюда входят приём звонков, всех видов сообщений в социальных сетях и чатах от клиентов, регистрация обращений, фиксирование наличия товара на складе.
  3. Диспетчерская служба. Операторы не только принимают заказы, но и работают с ними дальше: подтверждают, оформляют, уточняют, а при необходимости — аннулируют (как правило, стараясь выяснить причины того, почему клиент изменил свое решение).
  4. Активные продажи. Каждый работник должен владеть умением выполнять свои обязанности тактично, быстро и вежливо, чтобы в результате успешно продать вещи. Он не имеет права быть навязчивым, но и вялость не приветствуется. Нужно элементарное умение работать с возражениями.
  5. Обслуживание интернет-магазина. В этой сфере звонков от потенциальных клиентов может быть особенно много. Например, они часто касаются покупки товара или его доставки. Поэтому операторы разговаривают с покупателями, отвечают на их вопросы и разрешают различные сомнения по поводу качества или функций товара.

Исходящий

Вторым видом является исходящий телемаркетинг — телефонный обзвон клиентов из базы данных или универсального справочника номеров. Такой способ наиболее эффективен для сбора данных, которые помогут лучше узнать потребности клиентов, а также для поддержки имеющихся продаж и ведения учета потребителей. Собираемые сведения могут быть разные, но все они направлены на изучение рыночного спроса как больших компаний, так и начинающих.

Совет: совершать звонки «по холодному списку продаж» вполне могут специалисты колл-центров или маркетинговая служба, а «теплый список» лучше доверить отделу продаж, чтобы работать непосредственно с потенциальным клиентом и направить его решение в выгодное русло.

Особенности работы исходящего телемаркетинга:

  • Все звонки планируются в удобное для клиента время.
  • Предложение должно быть продуманным и четко сформулированным. Первые фразы, которые услышит абонент, обязаны содержать ключевую мысль, иначе цель звонка не будет достигнута.
  • Чтобы иметь конкретные результаты, можно разделить всех клиентов на группы, используя определенные критерии. Тогда найти заказчиков будет легче.
  • Обязательно стоит уведомлять людей о появившихся в вашей компании новинках, предстоящих акциях и запланированных мероприятиях.
  • На активных заказчиков полезно завести отдельные анкеты, где будут расписаны их потребности и желания. Так клиент увидит вашу личную заинтересованность его персоной, а вы — получите нужную информацию.
  • Используйте скрипты холодных звонков. Это заранее продуманные схемы разговора с новым клиентом. Они позволяют эффективно вести первые беседы. Составьте алгоритмы, которые подходят именно вашей компании, и придерживайтесь их. Такой метод позволяет не сбиваться с цели разговора или же сэкономить время, осознав, что товар или услуга не нужны клиенту.

Цели

Телемаркетинг удобен для проведения исследований спроса. Диспетчеры собирают данные о клиентах и их запросах, вносят это в базу данных, чтобы впоследствии применять информацию для проведения различных акций и установления контактов.

Благодаря телефону у операторов есть возможность лично общаться с клиентами и сразу же отвечать на их вопросы и возражения. Скорость работы значительно увеличивается, поэтому вести беседы получается с большим количеством потребителей. Рассылка писем и объезды интересующихся компаний значительно отстают по этим параметрам.

Итак, где лучше всего применяются телемаркетинговые достижения? Вот несколько направлений:

  1. Продажа различных товаров и услуг.
  2. Раскрытие основных потребностей потенциального заказчика.
  3. Организация встреч между работниками компаний и потребителями.
  4. Поиск лиц, которые будут заинтересованы в предложениях компании.
  5. Поддержка контактов с уже имеющимися клиентами.
  6. Переговоры с возможными спонсорами.
  7. Оценка заказчиков и проведение исследований с целью выявления новых рынков сбыта.

Важно: одна из главных функций телемаркетинга — это установление новых деловых отношений. Клиентов можно найти, используя коммерческие списки и деловую литературу, изучая справочники членов профессиональных ассоциаций и публикации в СМИ. Но лучше нарабатывать собственную базу контактов, вписывать полную и проверенную информацию, а не покупать готовую.

Также технологии телемаркетинга позволяют организовать «горячую линию». Это очень эффективный метод. Подразумевается создание специальной телефонной линии, посредством которой обученный персонал будет налаживать контакт с покупателями. Не обойтись и без покупки программного обеспечения. Это даст огромное преимущество даже для крупной компании. Сначала просто предоставляются консультации, а затем — начинаются продажи.

Вы сможете быть небольшим справочным центром для своих клиентов, даже если им надо будет узнать, например, где перевести биткоины в рубли. Благодаря такому общению доверие к вашей организации будет неуклонно расти. Но нужно быть готовым выслушать предложения и жалобы, чтобы в дальнейшем улучшиться.

Плюсы и минусы телемаркетинга

К плюсам можно отнести следующие пункты:

  • Легко начать всё с нуля. Во многие компании не устроишься без опыта, однако для того, чтобы стать специалистом в отделе телемаркетинга, нужны только практика, терпение и прилежание. При их наличии стаж удастся наработать довольно быстро.
  • Образование может быть и начальным. Для работы оператором в данной плоскости нет необходимости в специализированном профильном образовании. Однако если ваша специальность будет базироваться на отрасли, в которой вы работаете, продвижение по карьерной лестнице произойдет быстрее и легче.
  • Удобный график. Если позволяет профиль компании, нередко можно выбирать между полным рабочим днем и неполной занятостью.
  • Бесплатное обучение. Есть вероятность сэкономить и набраться опыта с минимальными ошибками.
  • Развивается искусство вести переговоры. Это умение вам понадобится как при работе с клиентами, так и в быту.
  • Хорошая оплата труда. Помимо основной заработной платы, выдаются бонусы и премии, размер которых может достигать от одного до двух окладов.
  • Карьерный рост. После того как удастся зарекомендовать себя опытным и умелым специалистом, можно продвинуться от оператора до ведущего менеджера, а в последствии — до руководителя подразделения.
  • Работа в тепле. Рабочим местом может быть как оборудованный офис, так и ваше уютное жилище.
  • Официальное трудоустройство, а также полный соцпакет вам обеспечены.

Невозможно обойтись и без минусов:

  • Отсутствие личной встречи. Без зрительного контакта сложно точно определить настроение и реакцию клиента.
  • Однообразие и рутинность. Один день работы в этой сфере не слишком уж будет отличаться от предыдущего.
  • Стресс. Не всегда попадаются доброжелательные и культурные заказчики. Кроме того, при такой работе сложно расслабиться. Скорее всего, вы будете находиться в эмоциональном напряжении до самых выходных или даже отпуска.
  • Потеря клиентов. Эта проблема нередко встречается в данной области, особенно если вы новичок.

Сохраните статью в 2 клика:


Если вы пробуете себя в телемаркетинге, не опускайте руки при неудачах и продолжайте совершенствовать свои навыки. В этом хорошо помогут лучшие книги по продажам и переговорам, которые можно без труда найти в Интернете. Также не забывайте о видеоматериалах. Безусловно, работа в сфере телемаркетинга — дело нелегкое, но при правильном подходе она приносит хорошие результаты.