Розничная цена — это…

В современных рыночных условиях очень важно правильно сформировать розничную цену для получения оптимального финансового результата. Часто сделать это непросто, ведь на ее уровень и динамику существенное влияние оказывает целый комплекс факторов – политических, экономических и социальных. Определить корректное значение помогут специальные формулы, выбранные с учетом системы налогообложения, сферы деятельности, а также размера торговой надбавки.

Что такое розничная цена?

Розничная цена – это цена, по которой население покупает продукцию у розничных торговых предприятий и на рынках (при относительно небольшом объеме каждой продажи). Ее еще называют ценой конечного потребителя. Благодаря розничной торговле товар выходит из сферы обращения и используется покупателем в производстве или домашнем хозяйстве. Размер розничной цены в первую очередь зависит от логистики товара и его закупочной стоимости и меняется в зависимости от того, был приобретен товар у предприятия-изготовителя, снабженческо-сбытовой фирмы или сельскохозяйственного производителя. Корректное определение розничной цены важно как для дистрибьютеров, региональных дилеров, так и для частных предпринимателей, как, например, в случае продажи овощей и фруктов.

Как формируется розничная цена?

Процесс формирование цены стартует в производственном сегменте и во многом зависит от трат изготовителя на производство, транспортировку, хранение и сбыт продукции. Использование основ мерчандайзинга поможет значительно увеличить эффективность продаж в розничной торговле и создать гибкую ценовую политику. Важную роль в ценообразовании играют уровень спроса и затрат, ассортимент, объем и уникальность предложения, покупательская способность. Если товар приобретается через посредников (оптовые базы, снабженческо-сбытовые фирмы, дистрибьюторы, региональные дилеры), цена на него включает, кроме оптовой, снабженческо-сбытовые надбавки (налоги, расходы в процессе доставки до потребителя, прибыль) и торговую наценку поставщика.

На формирование розничной цены влияют также экономическая ситуация на рынке, места изготовления и сбыта товара, налоговая нагрузка, объем оптовых и торговых надбавок. То есть стоимость продукта в магазине включает (кроме себестоимости и оптовой надбавки) и затраты на каждом этапе поставки, операционные расходы и плановый уровень профита (прибыли).

Пример расчета розничной цены

При расчете розничной цены в сфере торговли чаще всего используют такой критерий, как торговая наценка (к оптовой цене добавляют сумму, которая покроет расходы и даст возможность получить доход). Для этого применяется формула: (цена поставки без НДС + розничная надбавка) * коэффициент для расчета суммы НДС по ставке (если нужно).

Пример: аптека получила партию Аспирина от производителя по цене 1 руб. без НДС. В таком случае предельная розничная цена составит: (1 руб., то есть цена поставки + 1 * 0,4, что означает 40% розничную надбавку аптеки) * 1,1, то есть коэффициент НДС по ставке 10%, так как Аспирин входит в группу лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В итоге получим сумму 1,54 руб.

Также можно использовать еще одну формулу: Розничная цена без НДС = Отпускная цена без НДС + Торговая надбавка. Чтобы определить сумму розничной торговой надбавки, используют алгоритм: Отпускная без НДС * Ставка торговой надбавки в %. Если в розничную цену нужно включить налог на добавленную стоимость, используют формулу: Розничная цена с НДС = Розничная цена без НДС + НДС (НДС = Розничная цена без НДС * Ставка НДС в %). Найти выручку поможет отдельная формула: (себестоимость или закупочная цена + добавленная стоимость или реализационная стоимость товара) * количество реализованного товара.

Совет: уточнить размер торговых надбавок на разные виды продукции и алгоритмы расчетов можно в ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Сохраните статью в 2 клика:


В основе экономики (как целого государства, так и частного коммерческого предприятия) лежит система ценообразования. Грамотно сформированные цены на потребительском рынке в немалой степени влияют на общие финансовые результаты и доходность компании любого масштаба. Предприниматели формируют розничную цену на товар, который продают конечному потребителю, добавляя к отпускной цене свою торговую наценку, а если продукция закупалась через оптовиков — то и оптовую надбавку.